Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка обсудили родители и эксперты

22.09.2017

21 сентября на базе Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» прошла конференция для родителей детей дошкольного и школьного возраста в рамках проекта «Городское родительское собрание» по теме – «Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка». Организатором встречи выступил Городской центр образования и здоровья «Магистр» при поддержке департамента образования мэрии города Новосибирска.

В мероприятии приняли участие специалисты ГЦОиЗ «Магистр», а также начальник департамента образования мэрии города Новосибирска Рамиль Михайлович Ахметгареев и заместитель начальника департамента образования – начальник управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса мэрии города Новосибирска Елена Юрьевна Кащенко.

Какова роль семьи в воспитании, становлении физического и психического здоровья ребёнка? Что делать и какие качества развивать родителям в себе, чтобы сформировать в маленьком человеке сильную, активную, духовно развитую личность? Эти и другие вопросы обсудили участники встречи.

«Уже в первые 5-6 лет жизни формируется глобальное отношение ребёнка к миру, другим людям и самому себе, складываются базовые черты характера – стержень личности, происходит первичное освоение ценностей норм, моделей поведения», – говорит Татьяна Дмитриевна Яковенко, заведующая отделом профилактической работы с образовательными организациями, семьей и детьми МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», доцент НГПУ.

Что же зависит в первую очередь от семьи? – Здоровье ребёнка. Образ жизни семьи, отношение взрослых к собственному здоровью, микроклимат семьи, стиль воспитания – основные факторы, определяющие состояние физического и психического здоровья малыша.

«Обеспечьте ребёнку возможность много двигаться, заниматься физической культурой, спортом; учитывайте при этом интересы, его психофизиологические особенности. Позаботьтесь о рациональном режиме дня, сбалансированном питании, закаливании ребёнка, активном семейном отдыхе на природе. Поддерживайте желание ребёнка играть в подвижные игры. Своим собственным примером покажите ему, что здоровый образ жизни – это удовольствие!», – некоторые из рекомендаций, которые даёт Татьяна Дмитриевна родителям.

Именно в семье дошкольник получает первые «уроки» общения, построения отношений, разрешения конфликтов. Поэтому так важно каждый день находить время для общения с ребёнком: обсуждать интересующие его темы, отвечать на детские вопросы, побуждать к размышлениям и рассуждениям.

«Обязательно читайте ребёнку хорошие книги, играйте «в сказки», обсуждайте поступки героев. Ограничьте время компьютерных игр, вовлекайте в «живое» общение, в совместную деятельность. Объясняйте ребёнку правила поведения в разных социальных ситуациях, хвалите за стремление следовать этим правилам. Целенаправленно учите ребёнка договариваться с другими детьми, разрешать конфликты мирными способами», – говорит Татьяна Дмитриевна.

В семье формируются фундаментальные жизненные ценности человека. Потому необходимо знакомить школьников и дошкольников с историей семьи, рода, учить чтить память предков, семейные традиции, вовлекать в подготовку семейных «событий», советует специалист. Это позволит ребёнку почувствовать себя частью родового «мы». А из этого ощущения, из осознания причастности к истории предков вырастает ответственность человека за свои поступки.

Огромна роль семьи в формировании у ребёнка отношения к получению образования: многое определяют в интеллектуальном развитии растущего человека образовательный уровень родителей, их интересы, отношение к познавательной активности.

В завершение выступления Татьяна Дмитриевна также напомнила слушателям об особой роли и ответственности матери и отца в судьбе ребёнка: «Если мать «выхаживает» ребёнка; формирует базовую социальную потребность в общении; «пробуждает» сознание ребёнка, «вводит» в мир; приобщает к родному языку, к культуре своего народа; формирует сферу эмоций и чувств; учит видеть и чувствовать красоту окружающего мира; поддерживает и оберегает. То отец – учит не отступать перед трудностями, в экстремальных ситуациях брать на себя ответственность за более слабых. Учит организованности и дисциплине, формирует умение анализировать ситуацию и делать выбор. А также играет огромную роль в интеллектуальном развитии ребёнка».

С докладом «Влияние взаимоотношений в семье на психологическое здоровье ребёнка» выступила кандидат психологических наук выступила Наталья Викторовна Гетман, заведующая отделом практической психологии МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».

Наталья Владимировна дала определение «личности безопасного типа» в контексте психологического здоровья школьника: это ребёнок, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.

По мнению эксперта, одним из основных условий полноценного развития ребёнка является – психологическая защищенность, то есть осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях.

«Широкий эмоциональный контакт с ребенком, проявление доверия и уважения к нему; когда родители не подавляют строгостью и наказанием, а в общении преобладают положительные оценки – обеспечивает дружественное взаимопонимание, вызывает у ребёнка положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. А, соответственно – формирует личность безопасного типа», – отмечает Наталья Владимировна.

С докладом «Взаимодействие семьи и школы в воспитании здорового ребёнка» выступила Татьяна Александровна Шпикс, докторант кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии НГМУ, доцент кафедры педагогики и психологии НГМУ, кандидат медицинских наук.

По мнению специалиста, помимо биологических факторов и генов, немаловажным фактором, определяющим здоровье человека, является стресс – как триггер, запускающий генетическую предрасположенность. Поэтому так важно уделять внимание психическому здоровью – как матери, так и ребёнка, – которое закладывается ещё до его рождения под влиянием эмоционального состояния беременной женщины.

«Эмоциональные отношения между матерью и ребёнком в раннем периоде жизни определяют его психическое и физическое развитие», – уверена Татьяна Александровна.

В завершение встречи родители выразили свою точку зрения на обсуждаемые проблемы, обменялись опытом, а также смогли задать начальнику департамента образования мэрии города Новосибирска Рамилю Михайловичу Ахметгарееву и экспертам интересующие их вопросы.

Добавить комментарий

Target Image