«В поисках главного…». Яков Романович Розенфельд

26.12.2023

«В поисках главного…». Так называется Гуманитарно-просветительское профессиональное сотрудничество, организатором которого в этом учебном году является Дом Учителя (основание: приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 28.09.2023 г. № 1151 – од).

Цель данного проекта – восстановление педагогического наследия образовательных организаций как источника для формирования духовно-нравственных ценностей педагогической профессии, формирования позитивного отношения молодых педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) к историческому и современному достоянию муниципальной системы образования, усиления роли воспитания в системе образования как национального приоритета. Одной из номинаций проекта является «Педагогическое наследие». Еженедельно мы планируем публикации работ, представленных в данной номинации. Приглашаем к сотрудничеству коллективы образовательных организаций.

Начать цикл публикаций мы решили с очерка о народном учителе России «Легенде новосибирского образования» Якове Романовиче Розенфельде.

Яков Романович Розенфельд – легендарная личность, единственный в стране учитель физкультуры, имеющий три почетных звания: «Народный учитель России», «Заслуженный тренер РСФСР», «Заслуженный учитель РСФСР», удостоен восьми правительственных наград, среди которых медаль ордена «За заслуги перед Отечеством П степени».

Яков Романович Розенфельд – знаковое имя для российской педагогики. Как же искренне надо любить школу, чтобы не официальное заявление, а подготовленное им самим прошение об увольнении после 63 лет созидательного труда стало достойным аккордом его творческого наследия и образцом беззаветного служения профессии.

Родился Я. Р. Розенфельд 16 января 1927 года под Читой. Основы его высокой человеческой культуры были заложены в семье, ценившей законы чести, скромность и верность данному слову. По долгу военной службы отца, им приходилось часто переезжать с места на место. В дорогу брали лишь самое необходимое, но непременно – книги, ставшие вечными спутниками Якова Романовича как источник саморазвития, где познание принимается легко, непринужденно и добровольно. Именно поэтому его педагогическое наследие включает более шестидесяти публикаций, напрямую обращенных к читателю.

Их семью война застала в Воронеже, откуда они были эвакуированы в Новосибирск. После школы Яков работал учеником слесаря на заводе имени В. П. Чкалова, а в 1945 году поступил в техникум физической культуры, где его заметил опытный тренер Б. Левинсон и взял в свою группу. В 1947 году на чемпионате страны Якову Розенфельду доверили бежать заключительный этап в большой эстафете. Он не подвёл команду и финишировал первым. Его лента «Чемпион РСФСР» и сейчас хранится в музее гимназии № 10.

За годы служения единственной школе Я. Р. Розенфельд доказал, что без качественного образования личность несостоятельна. Его чемпионы, по личному примеру учителя, не избегали журналистов и легко говорили на камеру. Яков Романович безупречно владел словом, щедро делился секретами своей уникальной методики и дал десятки интервью, освещающих нелегкий путь к вершинам мастерства.

 

«Шел третий послевоенный год – 1948-й. Страна залечивала раны, нанесенные войной. Радость победы переполняла сердца советских людей. Повсюду чувствовался энтузиазм. Нужно было как можно быстрее восстановить разрушенное войной народное хозяйство.

В эти трудные и радостные годы меня, двадцатилетнего выпускника Новосибирского техникума физической культуры, направляют на работу в мужскую среднюю школу № 10 города Новосибирска учителем физического воспитания… Памятен мне тот день, хотя прошло уже более шестидесяти лет. В кабинете директора Вассы Федоровны Марковой, куда я пришел с направлением ГОРОНО, меня встретили внимательные, очень живые, но уставшие глаза директора.

– Я к вам вот... с направлением на работу.

– Хорошо! Садитесь!

Внимательно прочитав направление, Васса Федоровна спросила:

– Детей любите?

Я, конечно, ответил, что люблю, не представляя себе, какой большой смысл вложила в эти слова умудренная опытом и знанием жизни директор.

– Ну что ж, начинайте завтра работать.

Это было 25 августа 1948 года.

Я пришел работать в мужскую школу и с легким сердцем думал, что мне, хорошему спортсмену, легко будет договориться с ребятами: я лучше них умею бегать и играть, прыгать и метать. Когда я пришел в школу, я еще сам был спортсменом, имел большой соревновательный опыт. Умел хорошо играть на аккордеоне. В общем, думал: смогу!

Как же я удивился, когда вошел в класс! Вместо дежурного меня встретили одни парты, составленные друг на друга в три яруса. Из-под них смотрели на меня хитрые и внимательные ребячьи глаза. Не каждому учителю выпадает такая доля – испытание на прочность. Мысли мои неслись быстрее урагана. Что сделать? Что сказать? Хорошо помню, что лишь растерянно произнес: «Здравствуйте, ребята», – и получил ответ: «Привет!».

Выпускники 1948 года были почти мои ровесники, а некоторые на голову выше меня. Помнится, как я начал им что-то доказывать, в чем-то убеждать, а они молчали. Очень большой обидой и огорчением стало их слово: «Привет!». Я не мог простить такого пренебрежительного отношения к учителя. Стояла абсолютная тишина – только и был слышен мой голос. К сожалению, я не нашел другого выхода, как покинуть класс.

Сейчас, имея шестидесятилетний опыт работы с подростками, вращаясь в самой их гуще, я нашел бы нужные слова. Тогда же мне было стыдно признаться в поражении и на вопрос: «Ну, как?» – всем отвечал: «Нормально». Потом мы подружились. Ребята оказались интересными, любящими спорт. Переживших годы войны детей привлекало все, что делало их сильными, а ведь многие из них не дождались своих отцов, и я это всегда учитывал.

Так начинались моя жизнь и работа в школе. Мне, молодому педагогу, все было интересно: педагогические советы, традиционные первые и последние звонки, работа классного руководителя – вообще все, что касалось школы. Меня тянуло к ребятам, а их – в спорт. Я участвовал почти во всех их начинаниях, шутках, проделках. Они доверяли мне свои тайны, желания, надежды. Нас объединяла молодость, я понимал их внутренний мир. Постепенно стали появляться высокие спортивные результаты, пришли первые победы и поражения. Мы верили в себя и настойчиво тренировались.

Я изучил все педагогические приемы из методической, тогда очень скудной литературы. Бросил тренироваться, все свободное время проводил с ребятами, привлекая их к спорту. Посещая детей на дому, беседовал с родителями, помогал в воспитании одиноким матерям. Мне казалось, что дети понимают меня, прислушиваются к советам, четверть закончили без двоек и замечаний. Но все же я чувствовал, что нет полного доверия, нас не связывают те незримые нити, которые ведут к настоящему взаимопониманию.

Прошло много лет, но тот день часто приходит мне на помощь в общении со школьниками. Чтобы воспитать их здоровыми и крепкими, сильными волей и духом, к ним нужно идти с чистой совестью, открытой душой и твердым характером. Дети пойдут навстречу и со всей ребячьей простотой будут впитывать все лучшее, чему мы их стараемся научить. Учителю физкультуры (именно ему!) приходится работать с подростками, испорченными улицей. Педагог здесь выступает как друг, наставник, а иногда и заменяет родителей.

Мне всегда вспоминается Валера Ильиных, любознательный, со сверкающими глазами, любящий спорт мальчик. Он рос без родителей, его воспитывала бабушка. Шла незримая борьба между спортом и улицей. Я не буду говорить, сколько труда, воли, выдержки потребовалось учителям, тренерам, прежде чем Валерий стал настоящим человеком. Десятиклассником он получил звание мастера спорта СССР по спортивной гимнастике, а в одиннадцатом стал чемпионом страны среди школьников, затем в составе взрослой сборной команды СССР выступал в Мехико на Олимпийских играх, получил серебряную медаль. Окончив Институт физической культуры, Валерий Ильиных твердо шагает по жизни.

Опыт работы с подростками дает мне право заявить, что спорт и физическая культура являются одним из действенных средств воспитания. Я считаю, что не правы те родители, которые мешают физическому развитию детей. Да, спорт – это труд тяжелый, но зато как приятно смотреть на ребят, что с горящими глазами неудержимо идут к победе через годы совместного труда. К сожалению, не всегда тренеру удается заметить эти искры».

 

День был расписан по минутам: уроки в школе, внеклассная работа, личные тренировки. В это время Я. Р. Розенфельд поступил учиться на заочное отделение Ленинградского института физической культуры, а такое обучение тогда носило жесткий режим занятий. Проводились еженедельные семинары по всем дисциплинам.

В 1951 году в школе появились первые чемпионы Российской Федерации. Это звания завоевали на соревнованиях по лёгкой атлетике в Омске Виктор Новиков и Михаил Истомин. Целыми днями и вечерами Яков Романович со своими ребятами проводил в школе на тренировках. Набираясь опыта общения с детьми, он всё больше и больше заинтересовывал ребят, приобщал к спорту.

На всю жизнь уяснил Яков Романович, что дети очень чувствительны ко всякой фальши и остро чувствуют душевное отношение к ним, что не надо заискивать перед ними, искать искусственно контакт. Важны умения, знания, выдержка, личный пример. «Спортсмен может не быть тренером, но тренер спортсменом быть обязан». Объединяют и общие дела. Вместе с ребятами своими силами построили спортивный зал, оборудовали хоккейную и легкоатлетические площадки. Несмотря на тяжёлые послевоенные годы, директор Маркова нашла средства, чтобы купить команде новую хоккейную форму. Вера Федоровна была первым болельщиком на всех соревнованиях

Шло время. В 1954 году началось совместное обучение девочек и мальчиков. Менялись учителя, директора школы, но неизменным остался основной принцип: отличные знания и физическая подготовка. Одна из первых статей Розенфельда в журнале «Лёгкая атлетика» называлась «И в школе можно готовить перворазрядников», но пришло время, когда в школе стали появляться уже свои мастера спорта СССР. В 60-е годы, уже в школе Ефима Наумовича Варшицкого, одновременно учились 22 Мастера спорта СССР, пятнадцать из которых были гимнастами, а Валерий Ильиных стал призером Олимпийских игр в Мехико.

Спринтер Елена Виноградова уже в 13 лет стала чемпионкой Сибири, а уже через несколько лет стала чемпионкой СССР и вошла в сборную страны. Ольга Титова – чемпионка мира по метанию диска, Галина Козик – чемпионка мира по метанию копья. Братья Дубинины стали мастерами спорта по одному из труднейших видов спорта – спидвею. Все трое были в составе сборной СССР, участвовали в первенствах Европы и мира.

Это большие достижения, но важнее, считал Яков Романович, сделать спорт массовым, вовлечь всех ребят в систематическое занятия физкультурой. Это делает детей не только более сильными, выносливыми, но и воспитывает здоровый образ жизни. С 1973 года в гимназии №10 действуют классы спортивного профиля, открыты группы лечебной физкультуры. В них занятия ведутся с учетом заболеваний и физических отклонений в развитии детей. Многие из них позже переходят к занятиям по общей программе.

Я. Р. Розенфельд разработал авторские методики проведения уроков и тренировок. Из стен 10-й гимназии выходят гимнасты, мотогонщики, хоккеисты, конькобежцы, штангисты, но самый популярный вид спорта здесь – легкая атлетика. Всего – 5 мастеров спорта международного класса, 57 мастеров спорта страны. Среди них чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионы Европы, СССР и России. Подготовлены десятки кандидатов в мастера спорта, сотни перворазрядников.

Спортивные достижения «десятки» известны: 53 раза команда одерживала первенство в эстафете памяти А. И. Покрышкина, 15 раз была победителем по легкой атлетике в Малых Олимпийских играх города. С 1992 года по инициативе Я. Р. Розенфельда в Новосибирске проводятся соревнования на приз Е. Н. Варшицкого. В 2002 году постановлением новосибирского губернатора учреждены ежегодные соревнования по легкой атлетике среди учащихся области на призы Я. Розенфельда. Набирает силу Сибирский фестиваль бега – полумарафон А. Раевича, организованный Яковом Романовичем.

На протяжении 18 лет Я. Р. Розенфельд возглавлял тренерский совет Новосибирска, являлся председателем городского профильного методического совета учителей и советником губернатора по физкультуре и спорту. Его имя занесено в энциклопедию «Новосибирск».

Печальным багрянцем окрасилась осень 2021 года. Новосибирское учительство простилось с Яковом Романовичем Розенфельдом, и памятный знак «Легенды новосибирского образования», установленный в гимназии № 10 в его честь, свидетельствует о невозвратном: уходит поколение особой культуры, уходит целая эпоха. Голоса их современников долгим эхом будут отзываться в школьных звонках и в каждом сердце, знавшем, а значит, любившем их. Умножить их великое наследие – человеческий долг каждого из нас.

Л. А. Осадчая,

учитель русского языка и литературы

Лицея № 22 «Надежда Сибири»,

кандидат филологических наук

Добавить комментарий

Target Image