«В поисках главного…». Педагогическая поэма Антонины Савельевны Поповой

27.12.2023

Уважаемые коллеги! 1 декабря 2023 года на сайте Дома Учителя мы начали публикацию очерков о выдающихся новосибирских педагогах в номинации «Педагогическое наследие» Сетевого гуманитарно-просветительского сотрудничества образовательных организаций «В поисках главного…». Цель Сотрудничества: восстановление педагогического наследия образовательных организаций города Новосибирска как источника духовно-нравственных ценностей педагогической профессии, позитивного отношения молодых педагогов, обучающихся и их родителей к историческому и современному достоянию муниципальной системы образования. Основание: приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 28.09.2023 г. № 1151 – лд «О реализации Сетевого гуманитарно-просветительского сотрудничества «В посиках главного…».

Педагогическая поэма Антонины Савельевны Поповой

«Я поняла, что прожила красивую и правильную жизнь, любя свое дело, людей и детей – своих и чужих»

Память наших сердец – это вечное сокровище, она всегда находит место тем, кто оставил в нашей жизни добрый след. В этом и кроется вся суть воспоминаний об учителе: его наследия нельзя забыть. Антонина Савельевна Попова – знаковое имя для методической службы муниципальной системы образования Новосибирска, для коллег-филологов и ее выпускников.

Год педагога и наставника выявляет лучшие практики и возвращает нас к наследию мастеров педагогического искусства, стоявших у истоков научно-методического творчества. Антонина Савельевна Попова принадлежит к числу истинных просветителей, сумевших объединить филологию, психологию, педагогику и поставить их на службу учителю. Её судьба неразрывно связана с лицеем № 22 «Надежда Сибири» (школой № 22) – старейшим образовательным учреждением города, в 1903 году начавшим просветительский путь по указу Государя Императора Николая II. Этой школе она подарила 43 ярких года, из которых 21 год – завучем, и 3 года – в должности директора.

Для становления отечественной школы потребовались не только усилия основателей российской педагогики, но и плоды творческого поиска истинных учителей-новаторов, которых позже прозаично назовут методистами. Нынешним выпускникам педвузов сложно представить урок без современного цифрового сопровождения, библиотек и наставников, способных вдохновить и расширить горизонты образовательного стандарта. К услугам начинающих – вереница профильных специалистов, а раньше был один завуч. А. С. Попова знала, что для успешной организации образовательного процесса нужны два качества: системность и усердие, и оба эти качества были привиты ей с детства.

Антонина Савельевна Попова как опытный профессионал-практик обладала глубокими знаниями в области методологии школьного образования. Она всегда объясняла молодым учителям, что линейная задача обучения письму и чтению, решаемая уже в начальной школе, не может быть целью филологического образования, а грамотность подразумевает нечто большее и далеко выходящее за рамки упражнения и диктанта. На ее семинарах учитывались различные подходы к теме, и именно такая подача мотивировала творческих учителей и методистов, способствуя их критическому мышлению. Это уникальное наследие отражено в публикациях и изданиях, в широком практическом применении словесниками нашего города. Антонина Савельевна даже после ухода из школы получала золотые медали УчСиба за методические пособия, последнее из которых – «Технология создания традиционного школьного сочинения», изданное в НИПКи ПРО.

Мастер словесности, аналитик и практик, А. С. Попова стояла у истоков методической службы Новосибирска, создавая основы знаменитой советской школы, которая по праву была признана лучшей. В 70-е годы, когда только создавались методические кабинеты с целью обобщения педагогического опыта, она уже открыла такой в Железнодорожном районе. Он долгое время был единственным в городе. На его базе она проводила занятия для школьных завучей, курировала гуманитарный предметный цикл.

Педагог-новатор, она первой создавала авторские программы, посетила сотни уроков, выявляя крупицы профессиональной даровитости учителей и способствуя их росту. Антонина Савельевна умела главное – ставить сильные уважительные отношения, которыми открывалась сама возможность творчества. Она умела воспитывать своим примером, а это не самый быстрый, но самый действенный способ влияния. Этим редким методом Антонина Савельевна пользовалась без особого труда – имела моральное право. Она опровергла значимость расхожей фразы «школа была для нее вторым домом». Все, к чему прикасалась ее мысль, сразу становилось для нее первым и единственным домом, где она наводила порядок по своим нравственным законам. А. С. Попова осознавала себя не руководителем, а хозяйкой школы, где растет само будущее.

В кабинете русского языка имени А. С. Поповой все напоминает о ней. Здесь уже после ухода из школы она вместе с ветеранами проводила уроки мужества, посещала открытые занятия и методические советы филологов, здесь слушала первые басни из созданной ею поэтической мастерской «Самородки», в числе которых были ее правнуки. В этом классе она встречалась с деканами мединститута, где создала лекторий для абитуриентов, преобразованный в факультет довузовской подготовки. Сегодня лицей гордится успехами профильных классов, открытых по инициативе А. С. Поповой. Это наше наследие.

Из воспоминаний дочерей Антонины Савельевны следует, что ее педагогическая поэма началась с Благовещенского пединститута в героическую послевоенную пору, когда в учителя шли лучшие. После института Антонина Савельевна проработала три года в школе № 11 города Благовещенска, и там впервые проявила талант режиссера. Ее драматический кружок наградили, и это была первая грамота в ее жизни. Этот скромный опыт публичного признания стал прологом к созданию в 22-й школе целой системы поддержки и поощрения авторских наработок и новых идей, ведущих к успеху.

Семейный архив А. С. Поповой сохранил все начала, воспитавшие ее трудолюбие и человечность: «Родилась я 7 ноября 1929 года в селе Добрянка Амурской области. В семье было трое детей. В 1931 году скоропостижно скончался отец – сказалась Гражданская война и окопы. В городе Свободном я пошла в школу. Часто ходила в библиотеку, где учили бережному отношению к книгам и выдавали домой их подклеивать. Атрибутами времени было ведение личных дневников, массовое участие в самодеятельности, и я упражнялась в создании многоярусных спортивных пирамид. Менялись города и школы, а в семье думали о детях. Нас обучали игре на музыкальных инструментах, прививали любовь к литературе. Я хорошо играла на мандолине, любила петь, танцевать, в доме всегда звучала музыка, было много пластинок и патефон. И хотя мама была безграмотной, всем детям она дала высшее образование.

В 1947 году почти все одноклассники уехали в Благовещенск поступать в пединститут. Я получила приглашение из Алма-Аты для поступления в театральный, но это так далеко! За три дня я сдала четыре экзамена, поступила на исторический факультет, но после встречи с одноклассниками перешла к ним на филологический. В день 20-летия я встретила будущего супруга на вечере в честь 32-ой годовщины Октября. В то время Попов Петр Яковлевич был помощником капитана теплохода, а в 1954-м, уже на руках с маленькой Наташей, поехала за мужем в Новосибирск. Рисковала: не было жилья, но главным было воссоединение семьи.

Удивительно быстро нашла работу. В начале августа отправилась пешком по городу, дошла до улицы Ленина, где сейчас универсам. Завернула за угол, вышла на Советскую. Стоит двухэтажное здание из красного кирпича под номером 41, на фронтоне – 1902 год. Это та школа, которая и стала для меня единственной и любимой на долгие десятилетия, куда меня сразу приняла директор Днепровская Любовь Васильевна. С 1954 года в трудовой книжке Антонины Савельевны Поповой единственная запись – школа № 22».

В 2002 А. С. Попова встретила 100-летний юбилей родной школы, оставила летопись, где предстает образ одного из старейших учебных заведений Новосибирска, которому она служила всю жизнь. И это тоже наше уникальное наследие, открытое на тематических выставках Года педагога-наставника.

Отличник народного просвещения, Ветеран труда, Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Антонина Савельевна Попова удостоена и высшего звания – любимый Учитель. И теперь у школьных ворот она встречает детей с барельефа с благодарной надписью: «Учитель словесности, совести, жизни».

Людмила Алексеевна Осадчая,

 учитель русского языка и литературы

Лицея № 22 «Надежда Сибири»,

один из организаторов Сотрудничества «В поисках главного…»

Добавить комментарий

Target Image