Семинар «Современный урок математики: практика достижения образовательных результатов по ФГОС ОО»
22 января на базе школы № 54 в рамках работы муниципального методического объединения учителей математики города Новосибирска прошел семинар «Современный урок математики: практика достижения образовательных результатов по ФГОС ОО».
На семинаре дистанционно выступила ведущий методист Группы компаний «Просвещение» Зубкова Екатерина Дмитриевна. Она рассказала о методических особенностях изучения курса «Вероятность и статистика» на базовом уровне в 8 классе и предоставила рекомендации по разработке технологической карты урока по теме «Деревья».
«В наших школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться». С этих слов Василия Александровича Сухомлинского начала свое выступление учитель математики МАОУ «Гимназия № 12» Земскова Ольга Владимировна. Она рассказала о различных формах и методах, используемых на уроках математики с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса, об обязательности постоянного контроля результатов работы обучающихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Банадысева Марина Михайловна, учитель математики МАОУ «Гимназия № 10», познакомила коллег с цифровым образовательным ресурсом с интерактивными наглядными учебными материалами «1С:Урок», предназначенным для подготовки и проведения уроков учителями, а также для самостоятельной работы обучающихся. Данный портал имеет очень широкие возможности, такие как использование виртуальных лабораторий по математике, 7–11 класс, представляющих собой комплекс интерактивных учебных средств, позволяющих внести элементы исследовательской и экспериментальной деятельности в школьный курс математики; поурочных разработок (материалы коллекции состоят из тем, включенных в школьную программу с учетом требований из обновленного ФГОС по математике для 7-11 классов по курсам Алгебра, Геометрия, Вероятность и статистика, Алгебра и начала математического анализа. Каждая тема содержит технологическую карту в виде наглядных слайдов для проведения урока с использованием существующих интерактивных моделей, интерактивные задания для закрепления, промежуточной проверки и контроля усвоения материала); электронных ресурсов по КТП ФГОС 2022, 5–11 класс (ЭОР для календарно-тематического планирования учителя по обновленному ФГОС для 5–11 классов по курсам Математика, Алгебра, Геометрия, Алгебра и начала математического анализа); лекции по математике (алгебра, геометрия). Подробная информация по ссылке https://urok.1c.ru/library/mathematics/
Марина Михайловна более подробно остановилась на том, как можно использовать программную среду «1С:Математический конструктор» на уроках математики.
«Математический конструктор» – ведущая российская разработка мирового класса в области интерактивных динамических систем для школьников. Программная среда разработана с учетом требований, предъявляемых российской школой и российской традицией преподавания математики, использует уникальный опыт лучших педагогов-математиков и пожелания российских пользователей. Программная среда предназначена для создания интерактивных математических моделей, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, виртуальный эксперимент. Модели используются для сопровождения занятий в любом разделе школьной математики и других предметах школьного курса.
Личная Светлана Владимировна, учитель математики МАОУ «Гимназия № 7 «Сибирская», в своем выступлении подробно рассказала об использовании приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики.
Основной идеей технологии развития критического мышления является создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания об окружающем мире.
Конструктивную основу «технологии развития критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Использование таких приемов как «Кластер», «Перепутанные логические цепочки», «Знаю/Хочу узнать/Узнал», «Инсерт», «Толстый и тонкий вопрос», «Лови ошибку», «Задачи-ловушки» и другие позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.
Вопросу формирования функциональной грамотности на уроках математики было посвящено выступление Борисовой Аллы Михайловны, кандидата педагогических наук, доцента кафедры геометрии и методики обучения математике НГПУ, учителя математики МАОУ «Гимназия № 10». В своем выступлении Алла Михайловна обратила внимание коллег на то, что необходимо активно разрабатывать «PISA-подобные» задания, поощрять проявление обучающимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта.
Александра Сергеевна Герб, учитель математики и заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия № 1», выступила с темой «Развитие мотивации и познавательного интереса обучающихся к предмету «Математика» в процессе решения межпредметных математических задач и задач реальной математики».
«Математика является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Она сопровождает нас в различных ситуациях, помогает в решении задач и принятии решений. Поэтому важно донести до учащихся практическую значимость математических знаний, показать, как они применяются в «реальной жизни». Александра Сергеевна раскрыла важность привлечения внимания учащихся к интересным и практическим задачам, которые связаны с реальными ситуациями. Она посоветовала использовать задания, в которых математика применяется для решения конкретных задач из различных областей, таких как экономика, физика или география.
О проблемах и перспективах подготовки обучающихся к ОГЭ по математике в 2024 году рассказала Фисенко Лариса Алексеевна, учитель математики МБОУ СОШ № 111.
Основные вопросы, которые каждый год встают перед учителями математики, готовящими обучающихся к прохождению ОГЭ по математике: «Почему не могут решить?», «Как сделать так, чтобы смогли решить?», «Как организовать эффективную подготовку к ОГЭ по математике?».
Лариса Алексеевна обратила внимание коллег на то, что необходимо формировать у обучающихся навыки самоконтроля, умения проверять ответ на правдоподобие, умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической, учить проводить доказательные рассуждения при решении задач, выстраивать аргументацию при проведении доказательства, записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований, систематически отрабатывать вычислительные навыки.
Семинар прошел плодотворно. Учителя выразили огромную благодарность за организацию и проведение мероприятия.
Добавить комментарий