Творческий экзамен участницы студии «Васанта»
В Центре внешкольной работы «Галактика» 20 апреля состоялся творческий вечер Виктории Гришковой, солистки образцового самодеятельного (народного) коллектива «Студия индийского танца «Васанта».
Концерт «Арангетрам» – важное событие в жизни танцора. Это вступительный экзамен артиста, исполняющего традиционный стиль Бхарата Натьям, в профессиональную танцевальную жизнь.
Виктория занимается в студии с четырёх лет. Спустя 12 лет упорного творческого труда настал день, который в танцевальной традиции называется «Ранга правешам» – «вступление на сцену».
Виктория Гришкова исполнила классическую сольную программу, которая называется «Маргам – путь», путь в искусство танца.
Классическое экзаменационное отделение солиста Виктории Гришковой, исполняемое в течение одного часа:
– «Пушпанджали»;
– «Аларипп»;
– «Джатисварам»;
– «Варнам»;
– «Киртанам»;
– «Тиллана».
Народно-сценическое отделение:
– народный танец Гуджарата «Дандия»;
– шуточный танец «Холича»;
– народно-стилизованный танец «Камли»;
– народно-стилизованный танец «Молитва».
«Алариппу». Красота первой мелодии обустраивает пространство, открывает сердце зрителю. Такой первой мелодией является композиция «Алариппу». В этом танце ритм занимает главное место и призван вызывать радость, синхронизировать биение сердец танцора, музыкантов и зрителей.
В данной композиции мелодия (рага) и стихи – это небольшое поэтическое произведение – пьеса на тамильском языке, которая называется «Тируппугаль» («Божественная слава»), написал это произведение тамильский святой поэт 13 века (Южная Индия, штат Тамилнад) – Арунагиринатхара. Мелодия в южноиндийской музыкальной системе – Карнатик. Ритмический рисунок (тала) – мишра-чаппу: та-ки-та, та-ка ди-ми. Мелодия и поэтика «Алариппу» излучают поэтическое переживание: шрингара-расу – любовь, возрастающая в доблести и сострадании.
«Джатисварам» – главной становится мелодия, которую подчёркивает ритм, создавая особое поэтическое пространство красоты и радости. Мелодия данной композиции в южноиндийской музыкальной системе Карнатик – рага Араби – своими корнями уходит в VII век нашей эры. Эта мелодия наполнена поэтическим переживанием Вира Раса – героизм, доблесть. Эта рага сподвигает на энергичность, бодрость духа. Ритмический рисунок (тала) – Ади (древний): та-ка ди-ми, та-ка ди-ми.
Это небольшие сведения только о двух танцевальных композициях из репертуара стиля Южной Индии – Бхарата Натьям.
Танцевальный экзамен даёт выпускнику необъятный горизонт для творческого полёта, наслаждения ритмом, переживания чувств и вдохновенного поклонения музыке в танце. Танец – это вечность, бесконечно расширяющееся пространство, которое танцор наполняет радостью самореализации, которое дарит все возможности для проявления как творческого гения танцора, так и живой традиции искусства.
Материал подготовила Е. В. Суворова,
педагог дополнительного образования МБУДО ЦВР «Галактика»
Добавить комментарий