«Уважение к авторским правам должно воспитываться с детства»

22.08.2013

В областной детской библиотеке им. Горького состоялся круглый стол по проблемам защиты авторского права.

В нем приняли участие представители образования, сотрудники библиотек, писатели, юристы. Цель мероприятия – привлечь внимание общественности к проблемам авторского права.

В наши дни соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Однако проблема защиты авторского права остра, несмотря на то, что государство уделяет ей пристальное внимание.

Интеллектуальная собственность охраняется законом. Авторское право защищается и множеством международных конвенций. 1 августа 2013 года в России вступил в силу антипиратский закон, в соответствии с которым будут закрыты сайты с пиратскими фильмами и телесериалами.

Прежде чем начать разговор, библиотекари сделали небольшой экскурс в историю. Оказывается, что хотя литература и искусство существуют с незапамятных времен, авторское право насчитывает всего несколько веков. Впервые оно возникло в Венеции в XV веке. Именно в 1476 году был принят закон о патентах и привилегиях для охраны изобретений и произведений. Заимствование чужого произведения еще в древние времена рассматривалось как морально-предосудительный поступок, искажение произведения считалось наказуемым в обществе. Это происходило в Древней Греции, Риме, Индии.

Самым первым законом в области авторского права можно считать Статут, появившийся при королеве Анне в 1710 году, который предоставил авторам правовую охрану на свое произведение. В конце XVIII во Франции сформировалось законодательство о правовой защите всех деятелей искусства. Право творца на свое произведение должно было рассматриваться как право частной собственности на произведение духовного творчества .В 1886 году была создана международная система охраны авторского права.

В России до середины XIX века в сфере книгопечатания сохранялась государственная монополия. Первый закон, закрепляющий право автора на свои произведения, появился в 1828 году. А в 1830 году принят закон о правах сочинителей, переводчиков и издателей. В 1911 году было принято Положение об авторском праве.

Темой для встречи в библиотеке послужил случай, который произошел в Новосибирске с детской писательницей Галиной Горн.

В 2002 году в издательстве СО РАН у нее вышла книжка «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». Книга была издана небольшим тиражом в Москве и в Казахстане. Однако в 2008 году Роспотребнадзор выпустил свою версию книги. Наполовину это был пересказ вышеназванного издания, а наполовину – заимствованный авторский текст. Кроме того, были заменены все картинки. В ответ на претензию автора, Роспотребнадзор потребовал документы, подтверждающие авторское право, а также заявил, что они выпустили замечательную книжку, с помощью которой дети смогут просвещаться в области гигиены.

Ситуацию прокомментировал юрист НГУ Беляев Андрей Дмитриевич:

– Ситуация не нова для России. В данном случае были нарушены права автора на переработку произведения и на его воспроизведение. Нет договоров о передаче данных прав другому лицу. Нарушено также право автора на имя и неприкосновенность произведения.

Участники круглого стола отметили, что очень актуальна проблема плагиата в сети Интернет. Некоторые авторы, ничуть не стесняясь, заимствуют у других целые «куски» произведений, не делая никаких ссылок на автора или на сайт. Что же делать в этом случае? Подавать в суд или не обращать внимание?

Сергей Владимирович Федорчук, директор Городского центра информатизации «Эгида» считает:

– Мы часто путаем защиту авторских прав и желание отдельных людей защитить свои авторские права. Бывает, что человек жалуется, что его процитировали где-то, не указав на авторство. Но потом оказывается, что эту цитату он взял еще у кого-то. Есть много текстов, из-за которых не имеет смысла судиться. Авторские права как понятие и как проблема – разные вещи и, порой, трудно уловить эту грань.

Если дело касается, действительно, авторских произведений, нужно создавать судебные прецеденты и бороться за свои права. Если случаев судебных разбирательств будет много, то люди задумаются: за что они несут судебную ответственность. Нужно найти разумную грань. За права авторов бороться нужно, но не стоит ситуацию доводить до абсурда.

Если мы в интернете начнем вводить ограничения, которые можно вводить в печатном деле, мы потеряем уникальность этой среды, ее оперативность. Бессмысленно бороться в ней прямыми действиями. Почему нужно ограничивать свои права при общении? Это уже конфликт интересов личных и общественных Мы себя загоняем в абсурдную ситуацию, когда каждый с каждым будет судиться. Здесь нужно найти разумный баланс интересов.

Когда вы публикуете в интернете свои материалы, должны быть морально готовыми к тому, что все подарите миру. Но обязательно нужно указывать автора, этому нужно наших детей учить в школах. Это определенная этика ведения научной, исследовательской деятельности, когда ты ссылаешься на тех людей, которые эту проблему отрабатывали.  Любая диссертация начинается с того, что анализируется весь пласт материалов, который есть на сегодняшний день и потом в ссылочном аппарате вы указываете на своих предшественников.

Когда вы выкладываете статью ребенка в интернете, он должен быть готов к тому, что если он что-то списал, то ему на это могут указать. Ученик должен привыкать быть ответственным за свои материалы с раннего детства.

Елена Григорьевна Загайнова, преподаватель Экономического лицея, автор проекта «Бизнесмены XXI века» рассказала, что они нашли в интернете точную копию своего сайта (структура, основные страницы). Мариупольские коллеги, не стесняясь, перенесли это все себе. Также было обнаружено много своих материалов на других сайтах без указания автора.

– Чтобы защитить авторские права, мы выработали алгоритм, которым попытались воспользоваться, – рассказывает Елена Григорьевна. Вначале решили обратиться к заемщику, с просьбой убрать скопированный текст или указать ссылку автора. Второй шаг – написать регистратору, в администрацию поисковой системы, чтобы обозначить свои права. Было составлено коллективное письмо. Реакция оказалась несколько иной, чем мы ожидали: извинились и убрали данный материал. И ни один из адресатов не указал автора.

Елены Загайнова отметила, что педагогам часто приходится говорить с детьми об интеллектуальной собственности и авторских правах. Данный случай оказался наглядным и убедительным, что авторские права необходимо соблюдать. Именно учителя должны учить детей уважению к авторским правам.

Уроки эти не прошли даром. Елена Григорьевна рассказала:

– Однажды дети принесли фотографию плаката «Родина мать зовет» из кинотеатра. Это их возмутило до глубины души. Стали разбираться. Я попросила письменно сформулировать проблему. Дети писали возмущенные письма администрации «Кино Сити». Они поняли, что здесь нарушено два закона: закон о рекламе и закон об авторских правах. Уважение к авторским правам должно воспитываться с детства.

С приходом информатизации в школьное образование школьники оказались активными участниками в создании различных презентаций, авторских проектов.

Инна Витальевна Шовкопляс, преподаватель Экономического лицея считает, что отстаивать авторские права необходимо, но в первую очередь нужно вести просветительскую работу, чтобы новое поколение уважительно относилось к чужим правам:

– Первые рефераты по физике школьники обычно скачивают из интернета. Затем мы начинаем объяснять, что такое исследовательская работа, как ее правильно оформить. Эти первые работы в будущем перерастают в оригинальные исследовательские  проекты. Только когда ребенок делает все самостоятельно, он понимает насколько это сложно. Поэтому у него формируется особое отношение к авторскому праву.

Другая ситуация: могу ли я, как учитель, публиковать детские материалы? Ни для кого не секрет, что учитель является соавтором этих работ, лаборантом. Но, прежде чем их опубликовать, мы спрашиваем разрешения у ребенка. Если мы научим детей уважительно относиться к авторским правам, то мы решим многие проблемы.

С Инной Шовкопляс согласен Сергей Федорчук:

– Бороться за авторские права в интернете можно только одним способом – воспитанием молодого поколения. Когда мы параллельно будем наказывать пиратов, а с детьми спокойно, иногда прощая их огрехи за плагиат и воровство интеллектуальной собственности, работать, то проблема исчезнет, как массовое явление. Но, добавил Сергей Владимирович, «просвещать нужно не только детей, но и взрослых, рассказывая им, как соблюдать и защищать авторские права, четко понимая, что является твоим «авторским» текстом, а что некой компиляцией твоих знаний в каком-то предмете или явлении. Ты имеешь на пересказ авторское право, но является ли этот пересказ произведением литературы, искусства?

 

 

Добавить комментарий

Target Image