Педагоги обсудили проблемы и перспективы реализации требований ФГОС к результатам применения ИКТ в образовательном процессе

11.12.2013

10 декабря в рамках проведения VI городской научно-практической конференции «Информатизация муниципальной системы образования в контексте требований ФГОС» в МАОУ гимназия № 10 (директор С.Н. Бирюков) – инновационной площадке научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО (начальник Ю.Г. Молоков, канд. пед. наук, с.н.с.), состоялось интерактивное обсуждение проблем и перспектив реализации требований ФГОС к результатам применения ИКТ в образовательном процессе. «Круглый стол» вели Молоков Юрий Григорьевич, канд. пед. наук, с.н.с., начальник научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО, и Молокова Анна Викторовна, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой начального образования НИПКиПРО, старший научный сотрудник научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО.

Все участники «круглого стола» продемонстрировали высокий профессиональный интерес к этой теме. Участниками профессионального общения стали педагоги из образовательных учреждений г. Новосибирска: учителя начальных классов, химии, биологии, информатики, литературы, истории, географии и других предметов; дефектологи, специалисты НИПКиПРО, ГЦИ «Эгида» и других организаций.

Особое внимание вызвала проблема формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся в условиях информатизации образовательного процесса.

Учителя Второй Новосибирской гимназии и гимназии № 10 представили свой опыт формирования УУД с применением ИКТ, актуализировали целый ряд методических и дидактических проблем, которые активно решают на уровне начального общего образования своих школ. В разговор включились учителя, работающие на уровне основного общего образования, в том числе и те, кто в пилотном режиме реализуют ФГОС. В ходе обсуждения представленного опыта было выявлено, что важнейшим затруднением в достижении нового планируемого в соответствии с ФГОС результата развития личности является ИКТ-компетентность учителя.

О том, как решается эта проблема на уровне образовательной организации, рассказали педагоги из гимназий № 9 и № 10, представители Городского Центра Информатизации «Эгида». Были представлены программа информатизации, система работа по само- и взаиморазвитию, особенности формирования информационной культуры в педагогическом коллективе, разнообразные формы профессиональных образовательных событий в системе позволяющих получить значимые результаты профессионального роста, даны обещания оказать методическую помощь всем педагогам, испытывающим затруднения.

В связи с этим, участники «круглого стола» предлагают направить усилия самих педагогов, школьных, районных и муниципальной методических служб на непрерывное профессиональное развитие педагогических работников в части развития ИКТ-компетентности.

Еще одна проблема, вызвавшая большой интерес и коммуникативную активность участников «круглого стола», связана с особенностями развития информационно-образовательной среды ОУ и муниципальной системы образования в целом.

Педагоги гимназий № 10 и № 12, лицея № 200 представили свой опыт использования новейших решений в сфере ИКТ, применяемых ими в образовательном процессе. Речь шла об интерактивных планшетах, электронных микроскопах, робототехнике, интерактивных столах и прочем. Кроме этого внимание всех участников «круглого стола» привлекла тема реализации обязательных (в соответствии с требованиями ФГОС) видов деятельности, осуществляемых в электронной форме.

Обсуждались проблемы обеспечения информационной безопасности обучающихся, взаимодействия участников образовательного процесса и представителей других организаций с использованием ИКТ. Оживленную дискуссию вызвала тема применения средств информатизации для фиксации хода и результатов образовательного процесса, в частности, через использование электронных дневников и журналов. Участников «круглого стола» заинтересовал опыт создания образовательного портала в гимназии № 10 и организации логопедической работы на основе применения интерактивных планшетов, реализуемой в гимназии № 12.

Поступило предложение в резолюцию конференции, суть которого состоит в следующем: информационную образовательную среду каждой образовательной организации необходимо развивать в контексте и в соответствии со стратегией развития единой информационно-образовательной среды г. Новосибирска. Особое внимание необходимо уделить формированию и развитию готовности учителя осуществлять обоснованный выбор педагогическими работниками электронных образовательных ресурсов, адекватных требованиям ФГОС.

Обсуждая особенности применения ИКТ в организации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных детей, педагоги одобрили и были очень заинтересованы опытом работы специальной (коррекционной) школы № 37 и гимназии № 10. В представленных профессиональных проектах учителей из этих образовательных организаций и лицея № 200 изложены интереснейшие методические решения, позволяющие использовать уникальные возможности средств информатизации для дистанционного образования, развития навыков контрольно-оценочной самостоятельности, смыслового чтения и продуктивной критической работы с информационными источниками. Важно, что в ходе возникшей дискуссии были установлены профессиональные контакты педагогов из разных школ, работающих на разных уровнях общего образования с детьми разных категорий, но осуществляющих поисково-исследовательскую деятельность в одном направлении.

По результатам обсуждения участники «круглого стола» предлагают поддержать уже реализуемую деятельность педагогических работников по применению ИКТ в достижении комплексного результата освоения основных образовательных программ каждого из уровней образования, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных детей, на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Шире представлять результаты этой работы на школьном, районном и муниципальном уровне.

Интерактивное голосование, проведенное в рефлексивной фазе «круглого стола», показало, что 98% его участников полностью удовлетворены содержанием профессионального общения. Другие результаты голосования, касающиеся ИКТ-компетентности педагогов, уровня развития информационно-образовательной среды школы, в которых они работают, применения ИКТ в образовательном процессе для особых категорий детей и целый ряд других аспектов, были неоднозначными и открыли организаторам «круглого стола» перспективы для выбора тематики последующих образовательных событий.

Добавить комментарий

Target Image