В Новосибирске прошла конференция по информатизации

12.12.2013

11 декабря в ДТМ УМ «Юниор» прошло пленарное заседание VI научно-практической конференции по информатизации муниципальной системы образования «Информатизация муниципальной системы образования в контексте требований ФГОС».

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Наталья Николаевна Копаева, начальник Главного управления образования мэрии города Новосибирска. Она отметила важность и приоритетность такого направления, как информатизация. На данный момент созданы базовые условия. Сегодня учреждения насыщены техникой, впереди следующий этап – тиражирование опыта.  Но за всеми процессами важно не забывать главное – это успех выпускника.

Анна Викторовна Молокова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой начального образования НИПКиПРО, в своем выступлении осветила проблемы реализации государственных требований к информатизации образования. Основной акцент в выступлении был сделан на разъяснении нормативных актов, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность.

Государственные требования к разработке и использованию средств ИКТ в сфере общего образования сосредоточены в следующих нормативных документах федерального уровня:

– ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»;

– ФГОС различных уровней общего образования;

– Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;

– Единый квалификационный справочник должностных квалификационных характеристик работников образования.

Достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования на основе использования современных средств информатизации, нормированных ФГОС, потребует обеспечение особой качественно иной подготовки учителя.

Тот факт, что государственные требования к применению учителем современных технологий, предполагают использование современных средств информатизации, подтверждается текстом Единого квалификационного справочника должностных квалификационных характеристик работников образования. Так, для должности «Учитель» обязательным является использование в обучении и воспитании современных образовательных  технологий, включая ИКТ. В том числе, применение текстовых редакторов и электронных таблиц, современных способов оценивания в условиях ИКТ, ведение  электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся, использование электронных таблиц, электронной  почты и браузеров, мультимедийного оборудования.

Многолетние исследования, подтвержденные практикой, показывают, что приоритетным направлением должно стать включение в образовательный процесс устройств, обеспечивающих не только предъявление аудиовизуальной информации, но и самостоятельный поиск, получение, обработку и самостоятельное использование информации, обеспечивающей создание новых знаний, новых компетенций. Этот тезис продуктивно реализуется в процессе урочного и внеурочного применения школьником компьютерной техники. Ее возможности далеко не исчерпаны в настоящее время в образовательном процессе, более того – значительная часть учительства так и не приступила к реализации этих возможностей. Свидетельством этому служат результаты систематического анкетирования педагогов, поступающих на курсы повышения квалификации.

Александр Викторович Сизиков, заместитель директора по инновационной деятельности ОблЦит, осветил основные направления развития информатизации образования Новосибирской области. Основным вопросом остается повышение скорости интернета в образовательных учреждениях. С 1 сентября 2014 г. она должна повыситься до 5 Мегабит/с. В области широко развивается дистанционное образование, проект «Телешкола», видеоконференции. Необходимо развивать эти направления – подготавливать кадры, разрабатывать контент, авторские программы.

Все более активно в образовательной среде России развивается медиаобразование. Этот вопрос затронула Ирина Владимировна Жилавская, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования МГГУ им М.А. Шолохова, кандидат филологических наук.

В современном мире нет практически ни одной сферы деятельности, где бы не требовались медийные компетенции. Это умение работать с каналами доставки контента, искать и находить нужную информацию, видеть в ней явные и скрытые смыслы, кодировать и раскодировать ее, упаковывать и при необходимости распаковывать, создавать собственный информационный продукт, формировать свою повестку дня.

В этом направлении остается тоже много вопросов: отсутствие профессиональных кадров, специальности, методических материалов и пособий. Эти вопросы необходимо решать, а важность этой работы не вызывает сомнения.

Ирина Германовна Путинцева, депутат Городского Совета депутатов, директор МАОУ Гимназия № 6 «Горностай», представила участникам конференции образовательные возможности IT-центра гимназии.

Во второй части пленарного заседания были подведены итоги работы круглого стола и четырех секций, прошедших 10 декабря в образовательных учреждениях. Плодотворная работа участников конференция позволила выдвинуть предложения для дальнейшего успешного развития процесса информатизации в Новосибирске.

  1. «Проблемы и перспективы реализации требований ФГОС к результатам применения ИКТ в образовательном процессе».

Направить усилия школьных, районных и муниципальной методических служб на обеспечение условий, обеспечивающих:

– непрерывное профессиональное развитие педагогических работников в части развития ИКТ-компетентности;

– развитие информационной образовательной среды каждой образовательной организации в контексте и в соответствии со стратегией развития единой информационно-образовательной среды г. Новосибирска;

– обоснованный выбор педагогическими работниками электронных образовательных ресурсов, адекватных требованиям ФГОС к формируемым и развиваемым универсальным учебным действиям обучающихся;

– эффективную и системно реализуемую деятельность педагогических работников по применению ИКТ в достижении комплексного результата освоения основных образовательных программ каждого из уровней образования, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных детей на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

  1. «Особенности формирования и развития проектных и исследовательских компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС».

Обеспечить создание групп педагогических работников образовательных организаций, приступивших к пилотной реализации ФГОС ООО, готовых и способных:

– формировать и развивать проектные и исследовательские компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС;

– осуществлять обоснованный выбор необходимых средств информатизации, материально-технического и учебно-методического обеспечения формирования и развития данных компетенций;

– проводить мониторинг развития обучающихся и промежуточную аттестацию сформированности проектных и исследовательских компетенций по направлениям, определенным ФГОС ООО.

  1. «Информационные технологии в управлении образованием: состояние и перспективы развития».

Продолжить работу по повышению эффективности управления образовательной организацией в условиях информатизации образования, обеспечивая:

– осуществление электронного документооборота внутри образовательной организации и во взаимодействии с органами управления образованием;

– внедрение дистанционных образовательных технологий в реализацию различных форм получения образования, предусмотренных Федеральным Законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– повышение квалификации педагогических работников без отрыва от производства на основе использования современных средств информатизации;

– использование ИКТ для автоматизации мониторинга и оценки качества образования, проведения процедур аттестации педагогических работников, в том числе и в целях установления соответствия занимаемой должности;

– обеспечение развитие материально-технической базы каждой образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основных образовательных программ в части достижения планируемых результатов, связанных с развитием ИКТ-компетентности обучающихся.

  1. «Сущность медиаобразования и специфика его реализации в контексте требований ФГОС».

Учесть требования ФГОС к материально-техническому, информационному и учебно-методическому обеспечению достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, основного и общего среднего образования, обеспечивая:

– создание и эффективную деятельность школьного телевидения;

– развитие школьных электронных СМИ – одного из важнейших элементов формирования информационно-образовательной среды образовательной организации;

– оптимизацию работы школьных служб технической и методической поддержки информатизации образовательного процесса и применения ИКТ в управлении образованием.   

5. «Организация обучения информатике с учетом требований ФГОС».

Направить усилия педагогов, осуществляющих обучение информатике на всех уровнях общего образования, и методически поддерживающих и обеспечивающих этот процесс специалистов на решение следующих задач:

– составление и реализацию рабочих программ обучения информатике в соответствии с ФГОС;

– обоснованный выбор и эффективное использование предлагаемых учебно-методических, дидактических, электронных и информационных образовательных ресурсов для повышения качества обучения этому учебному предмету;

– освоение разработанных контрольно-измерительных материалов для осуществления промежуточной и итоговой аттестации достижения планируемых результатов обучения информатике на различных уровнях общего образования;

– создание единого методического банка передового педагогического опыта по формированию универсальных учебных действий обучающихся средствами предмета «Информатика».

Добавить комментарий

Target Image