В гимназии №5 поделились опытом инновационной деятельности

21.02.2014

18 февраля 2014 года в МБОУ Гимназия №5 состоялся семинар «Инновационная деятельность образовательного учреждения как условие изменения качества образования».

В работе семинара принимали участие Гребнева Зинаида Александровна – начальник отдела образования Советского района, главный специалист отдела образования Олькова Валентина Васильевна, специалист отдела образования Винс Ольга Викторовна, старший методист, руководитель районной методической службы филиала ГЦРО Советского района Макарова Светлана Михайловна, директора ОУ Советского района, Центров дополнительного образования. Городской центр информатизации «Эгида» был представлен методистом учебно-методического и аналитического отдела ГЦИ «Эгида» Жирновой Ларисой Викторовной и методистом ГЦИ «Эгида» Кирилловой Натальей Александровной.

Со словами приветствия к участникам семинара обратилась директор гимназии, отличник народного просвещения Борисова Татьяна Константиновна.

Заместитель директора по научно-методической работе Сергеева Лада Валерьевна в своем выступлении «Развитие инновационной деятельности в гимназии: опыт и перспективы» обобщила опыт работы коллектива в режиме инновации, познакомила собравшихся с основными направлениями инновационной деятельности образовательного учреждения, представила школьные, региональные, международные проекты и городские экспериментальные площадки, которые созданы и функционируют на данный момент, а также определила основные направления работы гимназии в инновационном режиме на перспективу.

Заместитель директора по воспитательной работе Мироненко Любовь Валентиновна подвела итоги участия гимназии в региональном проекте «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве».

Проект по инклюзии — компонент программы модернизации образования, это, по сути, «Наша новая школа», школа для всех. Школа, которая:

– принимает и ценит разнообразие и готова обучать всех детей с  индивидуальным подходом;

– обеспечивает процесс развития наряду с обучением и воспитанием (а детям с ОВЗ нужна специальная психолого-педагогическая-медико-социальная помощь и сопровождение);

– обеспечивает психологическую поддержку, а  не давление;

– защищает детей от угроз их достоинству и самооценке, от психического насилия и разочарования;

– максимально использует способы укрепления и сохранения здоровья всех детей.

Результаты внешнего мониторинга, которые продемонстрировала Любовь Валентиновна, показали, что в основном достигнута позитивная динамика, как в учебной деятельности, так и в состоянии здоровья участников проекта.

Руководитель кафедры гуманитарно-эстетического развития учитель высшей квалификационной категории Зимина Елена Анатольевна рассказала о пилотном информационно-просветительском проекте, который реализуется совместно с Городским центром изобразительных искусств «Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие учащихся через визуальное искусство» с 2011 года. Она отметила, что в результате партнерства решаются актуальные художественно-педагогические проблемы. Для продуктивного педагогического сотрудничества центр предоставляет свои ресурсы – как материальные, так и кадровые. Занятия проводят ведущие художники города Новосибирска. Гимназисты, попадая в специфическую музейную среду, получают развивающие эмоциональные заряды и понимание что такое искусство. Продемонстрированный фильм о проекте помог всем присутствующим погрузиться в атмосферу сотворчества и вдохновения.

Еще один проект, который проходит апробацию в гимназии, был презентован участникам семинара одним из его разработчиков – Губарь Кириллом Анатольевичем Orfogrammka.ru. Орфограммка — это интеллектуальный Web-сервис проверки орфографии, грамматики, пунктуации и стилистики. Всего за несколько минут система проверит ваш текст на ошибки и расскажет об их происхождении. Также сервис проверяет курсовые и дипломные работы на соответствие требованиям ГОСТа.

Деятельность гимназии в режиме инновации выстраивается в соответствии со стратегической целью государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

На практике это предполагает «переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности».

Инновационная деятельность реализуется коллективом гимназии в 10 школьных, региональных и международных проектах, городских экспериментальных площадках, таких, как:

  1. Международная образовательная некоммерческая корпоративная программа Seed кампании Shlumberge.
  2. Всероссийский проект «ДНЕВНИК. РУ».
  3. Всероссийская программа «Один ученик – один компьютер» по использованию персональных мобильных компьютеров ученика в рамках международного проекта Intel «Обучение для будущего». 
  4. Региональный проект создания сети специализированных классов естественнонаучного и математического направлений для одаренных детей.
  5. Региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве».
  6. Городская базовая площадка по активному продвижению и использованию сетевых сервисов Web 2.0 («Облачные технологии»).
  7. Сетевая городская экспериментальная площадка «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) обучающихся через визуальное искусство» совместно с МБУК «Городской центр изобразительных искусств».
  8. Совместный проект с Немецким культурным центром имени Гёте в России.
  9. Совместный проект с лингвистическим центром «Кембридж» (подготовка учащихся к сдаче международного экзамена)
  10.  Социальный проект – волонтерское движение «Горячие сердца».

Для участников семинара было подготовлено четыре открытых урока и четыре внеурочных мероприятия в рамках действующих экспериментальных площадок.

В рамках проекта Web 2.0 были подготовлены урок окружающего мира «Твердые тела. Жидкости. Газы» в 1а классе (учитель первой квалификационной категории Макарова Светлана Михайловна) и межпредметный проект 7а класса (английский язык, немецкий язык, география) «Всемирное наследие России» (учитель иностранных языков высшей квалификационной категории Сергеева Лада Валерьевна, учитель географии и экономики высшей квалификационной категории Симоненко Светлана Владимировна).

На уроке в начальной школе ученики, помимо предметных связей, получили первое представление об информационных технологиях: умение сделать презентацию в Prezi.com, смонтировать видеоролик. По завершению обучения в начальной школе учащиеся смогут сами создавать готовый технологичный продукт. На уроке в 7а классе учащиеся познакомились с географическим положением и Всемирным наследием России с помощью сервисов Web 2.0. На уроке была продемонстрирована групповая форма работы: первая группа учащихся представляла географическое положение России, вторая – объекты Всемирного наследия России, выделенные по природным критериям, и третья – по культурным. Ответы, подготовленные каждой группой, были даны на русском, английском и немецком языках. Обучающиеся свободно переходили с одного языка на другой, задавая вопросы, к примеру, на английском и получая ответы на немецком или русском. Присутствовавшие на уроке отметили высокую заинтересованность учащихся при выполнении проекта, наличие межпредметных связей, уровень владения современными компетенциями, переход накопленных знаний на качественно новый уровень. Поразило умение, как учителей, так и учащихся, свободно использовать различные сервисы: Google maps, Bubbl.us, Prezi.com, Youtube.

На уроке математики в 6 классе (математический поток) (учитель математики высшей квалификационной категории Кургина Наталья Григорьевна) тему «Случайные события и вероятность» учащиеся  изучали с использованием персональных нетбуков. На уроке была использована программа «Математика 5-11 практикум» (учебное электронное пособие, подготовленное при содействии НФПК) (Национального фонда подготовки кадров). Применение данной программы позволяет отрабатывать в интерактивном режиме элементарные базовые умения, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, стимулировать творческую деятельность, так как задания носят исследовательский характер; воспитывать навык самоконтроля. Так как в школе существует единая локальная сеть, то результаты работы учитель видит сразу на рабочем столе в журнале данной программы.

По отзыву Натальи Александровны Кирилловой, методиста ГЦИ «Эгида», побывавшей на уроке, «этот урок можно назвать идеальным с точки зрения целесообразного применения компьютерных технологий в урочной деятельности».

В рамках развития сети специализированных классов в гимназии традиционно проходят встречи наших гимназистов с обучающимися специализированных классов школ города. 18.02.2014 состоялась очередная встреча ребят 8 математического класса нашей гимназии и 8 физико-математического класса лицея № 130. Встреча проходила в неформальной обстановке, восьмиклассники были разбиты на смешанные группы, руководителями которых стали преподаватели второй половины дня, студенты ММФ, ФИТ, ФФ НГУ. Под их руководством учащиеся решали занимательные задачи, увлекательные головоломки, соревновались друг с другом. В роли справедливого жюри предстали учащиеся 11 математического специализированного класса, которые не только оценивали выступления команд, но и терпеливо объясняли способы решения задач и демонстрировали разгадки головоломок.

В конце встречи, решая задачу «Син-обелиск» участники «Математического калейдоскопа» продемонстрировали умение работать в команде и ее сплоченность, несмотря на то, что знакомство произошло час назад. Подобные встречи помогают приобрести новых друзей, единомышленников, ведь им еще не раз придется встречаться на олимпиадах, конференциях, математических и других праздниках, и наверняка многим из них предстоит учиться вместе в ВУЗах Новосибирска. В заключение был разыгран замечательный аукцион, на котором учащиеся смогли  потратить заработанные благодаря своим интеллектуальным возможностям и умению работать в команде «деньги» – квантики.

Игру подготовили и провели учителя математики высшей квалификационной категории гимназии Гой Елена Иулиановн и Протопопова Александра Валентиновна.

Глубокое духовное начало отличило урок литературы в десятом классе «В ретроспективе духовно-нравственных ценностей – тема дома в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» и в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» (учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Гомаюн Татьяна Геннадьевна, Дьякова Наталья Михайловна).

Формирование нравственных ценностей – задача актуальная во все времена. Сохранение народной культуры, бережное отношение к традициям, память о прошлых поколениях и сегодня волнуют современных подростков. Благодаря новым информационным источникам, обучающиеся анализировали тексты В. Распутина и А. Солженицына, формулируя интересные выводы, жизненные закономерности, порой выходя на философский уровень.

Внеклассное занятие «Детский Языковой Центр – инновации в развитии коммуникативных компетентностей полиязыковой среды (6-7 классы)» (учитель английского языка высшей квалификационной категории Мартынюк Лариса Ивановна, учителя иностранных языков Бирюкова Анжелика Эдуардовна, Козлова Татьяна Михайловна)  проводилось в нетрадиционной форме – встречи трех команд учащихся – представителей из трех стран: Англии, Германии, Японии. Основной идеей этой встречи явился лозунг: «Мы разные, но мы вместе». Ребята эмоционально рассказывали о культуре своих стран с презентацией на смарт-доске о том, что объединяет эти народы, а также об уникальности каждой страны.

Рабочим языком был определен английский язык. Однако представители каждой команды переводили свои выступления на японский, английский и немецкий языки. Учителя были партнерами и координаторами своих учеников. В конце занятия была проведена рефлексия: учителя спрашивали у своих команд, что из полученной информации им понравилось больше всего, полезна ли была эта информация. Учащиеся сделали вывод о необходимости уважать другие культуры, беречь и сохранять свою родную культуру.

Такая форма работы объединила всех участников, помогла им узнать лучше друг друга, понять, что взаимопроникновение культур обогащает людей разных стран. Учителя умело построили занятие так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от выполненной работы.

Данный урок расширил культурологический кругозор учащихся и, несомненно, повысил мотивацию к изучению иностранного языка и культуры других стран, активизировал творческие способности детей.

«Мини-модель международного научно-практического семинара в рамках некоммерческой образовательной программы SEED кампании Shlumberge «Энергосберегающий объект». Вот такое «громкое» название носило внеурочное мероприятие, организованное учителем химии высшей квалификационной категории Киселевой Ириной Вальтеровной и учителем биологии высшей квалификационной категории Горбатенко Еленой Геннадьевной с группой учащихся 8а и 9-х классов.

Как и положено правилами проведения «больших семинаров SEED», подготовка началась еще накануне с погружения в проблему энергосбережения. Лекции о традиционных и альтернативных источниках энергии, о зонах основных энергопотерь, о методах энергосбережения в наших сибирских условиях и много о чём еще. Затем последовало распределение на команды, знакомство друг с другом, придумывание названия и девиза команды.

И, наконец, самый главный и ответственный заключительный этап – разработка и воплощение индивидуального проекта, который был представлен гостям нашей гимназии. В этот раз темы проектов предложили организаторы – «Спортивный комплекс», «Гаражный комплекс», «Жилой дом» и «Ферма». За 2 часа ребятам необходимо было разработать идею объекта, обсудить детали, применить всевозможные энергосберегающие технологии, создать модель (по возможности действующую) и защитить свой проект. На занятии царил дух сотрудничества, взаимопомощи, здоровой конкуренции. Ребята в командах работали быстро и слаженно, подхватывая и дополняя постоянно возникающие идеи, понимая друг друга с полуслова. 

В итоге каждая команда представляла свой проект и защищала его, отвечая на вопросы членов других команд, подчас каверзные. Единственное, о чем сокрушались все без исключения участники – дефицит времени!

На параллели 6-х классов учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории Кудряшовой Натальей Николаевной и учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории Вашкевич Еленой Владимировной был проведен интегрированный урок по истории и литературе «Рожденные в древности – живущие поныне», на котором были подведены промежуточные итоги работы над проектом «Русские князья и память о них».

Для полноценной работы над проектом в «Дневник.ру», в котором зарегистрированы все участники образовательного проекта гимназии, для учащихся 6-х классов была создана группа. В неё загружались документы, помогающие в работе над проектом. Ученики помещали туда свои презентации, могли задать вопросы руководителям, обсуждали работы. В качестве готового продукта был представлен разработанный и созданный учениками сайт, на котором участники проекта разместили все свои презентации, написанные ими литературные произведения, созданные иллюстрации.

На уроке царила живая атмосфера заинтересованности. Все внимательно слушали друг друга, задавали вопросы, оценивали работы.

По мнению педагогического коллектива гимназии, реализация инновационных  проектов способствует:

– успешной адаптации гимназического сообщества к новым условиям обучения;

– сплочению педагогического коллектива;

– личностному росту участников инновационного проекта;

– высокому уровню коммуникабельности;

– совершенствованию профессионального мастерства педагогов, реализации их творческого потенциала;

– становлению сотрудничества учителей и учащихся.

Действующая модель инновационной деятельности направлена на формирование личности, физически, психологически, нравственно-здоровой, относящейся к человеку как наивысшей ценности в соответствии с концепцией программы развития гимназии.

Лев Толстой писал: «Будущего нет – оно делается нами». Коллектив гимназии №5 строит будущее, отвечая на вызовы времени, и школа становится центром жизни. Успех – не ключ к счастью. Счастье – это ключ к успеху. Если вы любите то, что вы делаете, вы будете иметь успех. Наш педагогический коллектив любит свое дело, поэтому успех нам обеспечен. Мы не боимся ветра перемен – он дует в наши паруса!

 

Добавить комментарий

Target Image