Школы будут защищать детей от вредоносных сайтов

03.04.2014

Школы будут защищать детей от сайтов с пропагандой суицида и наркотиков, «клубничными» картинками и другой опасной для нормального развития ребенка информации. Чиновники решили максимально зачистить «детскую» часть Всемирной сети от всего недозволенного.

– Новые образовательные стандарты средней и даже начальной школы предполагают использование Интернета, а цифровая компетентность – результат освоения всей школьной программы, – сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. – Поэтому необходимо ограничить доступ детей к опасной информации в Интернете.

Разработанный документ сейчас проходит согласования и регистрацию, до завершения этого этапа его содержание решили не анонсировать. Но если совсем коротко, то по всем вредным сайтам планируют нанести тройной удар. Разработчики исходят из того, что у ребенка есть три точки выхода в Интернет: школьный компьютер, домашний компьютер и карманный гаджет. Перекрыть надо все три канала сразу, иначе смысл теряется.

Самое простое – обезопасить школьные компьютеры. Специалисты минкомсвязи разработали защитную систему, которая просто не пустит никого с учебной машины на вредные сайты.

– Руководителям образовательных учреждений будет предложено пройти курсы повышения квалификации, на которых им расскажут о рисках доступа в Интернет и объяснят, как их минимизировать, – заверил министр Ливанов. – Методические разработки этих программ подготовили в Федеральном институте развития образования.

Кроме того, есть идея развить отдельную мощную образовательную компьютерную сеть – такой образовательный Интранет.

– Если он будет запущен, то школьникам не надо будет выходить во Всемирную сеть ради учебы и выполнения домашних заданий, – уверен исполнительный директор Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов. При этом весь контент в нем будет строго отобран.

Фильтровать Интернет, проникающий в гаджеты школьников, в первую очередь должны будут операторы мобильной связи. Школьный Wi-Fi можно административно обезопасить. Основная сложность – обеспечить распознавание провайдером реального возраста пользователя. Сейчас любой школьник может указать, что он старше 18 лет, и это позволяет ему обойти многие запреты. Вот как это будет реализовано – пока непонятно.

Самая уязвимая точка выхода в Интернет – домашний компьютер. Конечно, существуют всевозможные системы родительского контроля, блокираторы и многое другое, но далеко не все мамы и папы устанавливают их на свои машины. Минобрнауки предлагает учителям на специальных родительских собраниях объяснять всем способы защиты детей от вредной информации, призывать следить за сетевой активностью учеников.

Подобные собрания и классные часы будут проводить и с самими школьниками. Правда, кто на них узнает больше нового – учителя или дети, – неизвестно. Как бы взрослые ни ограничили доступ детей к вредным сайтам, для юных Биллов Гейтсов и прочих начинающих хакеров преодоление этой защиты будет всего лишь увлекательной задачкой. И наверняка они довольно быстро справятся. С точки зрения развития талантов и склонностей молодых компьютерных гениев – дело, конечно, хорошее. Но задача-то другая.

Новая система мер для защиты школьников от вредных сайтов в Интернете заработает, видимо, с нового учебного года. Понятно, что эксперты в целом комплекс мер поддерживают. Но есть и опасения. Например, что из-за строгой блокировки потенциально нежелательной информации, могут пострадать знания учеников. Например, некоторые фильтры, установленные сейчас на школьных компьютерах, не позволяют старшеклассникам собрать информацию для докладов по анатомии, считая все странички с упоминанием половых органов заведомо порнографическими. Поэтому настраивать ограничительные фильтры надо будет очень тонко. Как вариант – обеспечить разный уровень доступа в зависимости от возраста учеников.

Какое бы решение ни приняли чиновники минобрануки и минкомсвязи вместе с сенаторами и учеными из педагогических институтов, воплощать его в жизнь будут директора школ и учителя. Успех всего мероприятия зависит в первую очередь от них. Считается, что с повышением зарплат в школах стало много сильных и квалифицированных педагогов. Внедрение тройной системы отсечения учеников от вредной информации в Интернете будет для них еще одной проверкой – сможет ли учительское сообщество решить и такую сложную, но очень важную задачу.

Мнение

Сергей Казарновский, директор московской школы "Класс-Центр":

– Любые ограничения, безусловно, помогут отчасти защитить детей от того, что им знать не надо или еще рано. Но сами по себе они не работают. Самый простой способ сделать что-то интересным для ребенка – запретить это. Намного важнее говорить с учениками. Слова авторитетного взрослого бывают намного эффективнее, чем технические ухищрения. Подбирать пароль или обходить блокировку можно научиться. Надо, чтобы ребята сами понимали, с чем и почему их просят пока не знакомиться. Повседневную жизнь школьников надо наполнить другими смыслами, увлекать разными занятиями. Самый надежный способ противодействия вредной информации – не держать детей в праздности.

Российская газета

Добавить комментарий