Рынок онлайн-курсов вырастет на 56%

06.08.2014

Рынок образовательных открытых онлайн-курсов в ближайшие пять лет вырастет более чем на 56%. К такому выводу пришли аналитики компании TechNavio. Помимо финансовых причин, успех нового формата объясняется возможностью обучения в любой точке мира и отсутствием возрастных ограничений.

Российские студенты не отстают от западных сверстников-слушателей онлайн, однако учатся они, как правило, на иностранных ресурсах. Возможно поэтому премьер Дмитрий Медведев, подводя итоги совещания о развитии системы высшего образования, поручил министерству образования и науки проработать вопросы введения онлайн-обучения в российских вузах.

Каким образом новые технологии развиваются в России, рассказали основатели и руководители российских интернет-проектов Яков Сомов «Лекториум» существует с 2009 г.), Дмитрий Гужеля («Универсариум», работает 5 месяцев) и Николай Вяххи ("Stepic", открывает новый проект).

Профориентация и ликбез

Яков Сомов, "Лекториум":

– Все западные образовательные проекты имеют хорошую базу – медиатеки, которые создавались десятилетиями. Мы в 2009 году решили сделать аналог такой медиатеки, точнее, мы собирались запустить агрегатор – взять медиатеки российских вузов и объединить на одной площадке. И тут выяснилось, что медиатек в российских вузах просто не существует. С тех пор прошло пять лет, но коренным образом ничего не изменилось, поэтому довольно сложно строить образовательные проекты следующего поколения в России.

Но мы решили, что наша задача – сделать так, чтобы пользователи, наши слушатели, поступили в вуз и учились там, что называется, оффлайн. И сегодня мы запускаем профориентационные курсы. То есть наше поле деятельности – профориентация и ликбез. Потому что массовое онлайн-образование не может заменить нормальный университетский курс, и никогда не сможет, это мое личное убеждение на данный момент.

Конкуренция, разумеется, есть, и она растет. Российские студенты входят, по-моему, в топ-5 студентов, которые активно обучаются на западных ресурсах. И когда уберут языковой барьер, будет очень интересная ситуация. Учитывая нашу отсталость в технологиях от 2 до 5 лет, мы получим сильнейший удар, стоит только перевести англоязычные ресурсы на русский язык. В России в скором времени будет информационное поле, которое можно было бы использовать, чтобы найти хороших студентов, но оно будет забито прекрасными, замечательными западными курсами. Причем, если по физике и математике они не несут никакой нравственной разницы, а просто мешают привлекать мотивированных студентов, то, если появится интересный курс по истории Второй мировой войны, могут появиться вопросы.

В любом случае, сегодняшние реалии таковы, что скоро информационное пространство будет захвачено хорошими западными университетами. И если наши российские вузы в это поле сейчас не войдут, чтобы войти в него потом, нужно будет приложить уже неимоверные усилия.

Продукт в правильной упаковке

Дмитрий Гужеля, "Универсариум":

– Многие университеты, разрабатывая свои курсы, используют фрагменты медиатек, но сегодня очень важно, чтобы образовательный продукт подавался в новой упаковке, чтобы он формировался под новые форматы и стандарты. Просто наборы лекций, как показала практика, никому особенно не интересны. Да, их используют в учебном процессе, на них могут ссылаться и прочее, но если педагог специальным образом не указал, что нужно посмотреть именно этот кусок, что следует обратить внимание на какой-то фрагмент, никто этими лекциями не заинтересуется. Поэтому МООС (массовые открытые онлайн-курсы) – это платформа, где, кроме лекций, в которых содержится подготовленная особенным образом информация, есть большой дидактический материал, касающийся дополнительных материалов, домашней работы, самостоятельно, тестов и пр.

И учитывая, что сегодня конечный потребитель лучше всего воспринимает краткосрочные информационные материалы, поданные в разных ипостасях, большая тема делится на подтемы по 6, 10, 12 или 15 минут. В общей сложности все равно полтора-два часа получаются, но в таком формате подтема становится самостоятельной единицей, которую в любое время можно послушать или просмотреть.

Конечно, преподавателей, способных заинтересовать, увлечь, очень мало. По оценке западных коллег, таких людей в каждом вузе, даже в американских продвинутых вузах из первых 50-ти, не больше 10 процентов. В российских вузах, с которыми мы уже работаем, таких педагогов – 3-5 процентов. Чтобы так работать, человек должен, во-первых, четко знать предмет, то есть не читать по бумажке чужой текст, а глубоко владеть предметом. Должен быть актером, даже шоуменом, наверное. И он должен гореть этой идеей. Если три этих основных условия не будут выполняться, то курс не получится.

Неплохо, когда приходят зарубежные ресурсы, но это хорошо для каждого конкретного человека, а вот для государства – плохо. Потому что увеличивается отток профессиональных хороших кадров за рубеж. Сейчас 450 тысяч россиян учатся на зарубежных ресурсах. Не все, конечно, 100 процентов этих людей потеряны для российской экономики, но многие из них уже активно смотрят в другую сторону. Получая полноценное образование, россияне, как правило, не ограничиваются одним курсом, они относятся к категории людей, которые проходят целые цепочки образовательных программ. Люди, заканчивая несколько полноценных курсов Coursera или стенфордского проекта, получают не просто какой-то сертификат, а полноценный стенфордский диплом по определенному курсу. Это позволяет им планировать свой собственный карьерный рост, развитие, личностное и прочее, которые, заметьте, часто не связаны с Российской Федерацией.

Аутсорсинг

Николай Вяххи, "Stepic":

– Раньше мы использовали "Stepic", скорее, как такой образовательный движок, но сейчас видно, что в России появляются преподаватели, открытые к идее онлайн-образования, к созданию новых курсов. Соответственно, мы определились в сторону поддержки готовых курсов и пытаемся понять, что нужно преподавателям. Более того – ждем от них интересных идей, чтобы помочь их реализовать на нашей платформе.

Я не считаю, что онлайн курсы должны строиться только на видео. Мы закладываем также интерактивность и делим содержание на небольшие куски. В браузере в современном интернете много вкладок, очень легко переключиться, поэтому и образовательный контент должен подаваться небольшими кусками, интерактивными, с быстрым фитбеком. Все должно быть автоматизировано и легко перезапускаться.

Мне кажется, что нужно двигаться в сторону открытого и коллаборативного образования. Сейчас, если вам хочется что-то узнать, вы идете в Гугл, находите там страницы Википедии и читаете их. Википедия является одним из топовых образовательных ресурсов в мире. При этом она создается по крупицам очень многими людьми, которые считают себя экспертами в конкретной теме. То есть, я могу написать небольшую статью или поправить, дополнить то, что считаю нужным, но я не готов делать большой онлайн-курс. Так же с образованием, и в целом со знаниями в мире. Каждый является экспертом в чем-то, но хороших преподавателей, готовы посвящать много времени созданию онлай-курсов, мало, да это и сложно. Возможно, образование придет к аутсорсинг-варианту, когда люди будут создавать небольшие образовательные модули по тем темам, в которых они эксперты, а другие станут их редактировать. И вот по этим модулям можно будет учиться более персонально, выбирать свою траекторию и конкретные цели.

Сегодня все массовые онлайн-курсы собирают большие данные от сотен тысяч учащихся: как они учатся, когда сдают какие задачи. И эти данные позволят оптимизировать образование, чтобы сделать его более персональным, адаптивным. Каждый человек сможет заниматься в необходимом ему темпе, и в результате эффективность потраченного времени ученика станет намного больше. В России все студенты начнут лучше учиться и станут умнее, и постепенно это улучшит качество всего образования, в том числе, преподавания в университетах.

http://www.svoboda.org/content/article/25475966.html

Добавить комментарий