Учителя предлагают изменить систему оценок

10.09.2014

На сегодняшний день в российских школах поменялось практически все – от учебных предметов до вида проверочных работ. Осталась неизменной лишь пятибалльная система оценок, которую в 1937 году официально установило министерство просвещения.

Что в итоге получается? Учат в школе по пятибалльной системе, а на выходе оценивают по стобалльной шкале ЕГЭ. С сочинением, которое станет обязательным в этом году, картина еще интереснее. В школах за него пока будут ставить «зачет-незачет». Зато вузам уже сейчас предложили оценивать его по десятибалльной системе. Может, и школам пора отказаться от традиционных пятерок и четверок?

– Рекомендации учителям не менялись с 40-х годов: «1» – слабые успехи; «2» – посредственные; «3» – достаточные; «4» – хорошие; «5» – отличные, – рассказала  заместитель директора Клинской гимназии № 15 Елена Борзова.

Она считает, что пятибалльная система давно себя изжила. Вот десять баллов – другое дело. Главный плюс – психологический комфорт для ребенка, который практически не получает единиц и двоек.

В 15-й гимназии давно перешли на 10-балльную систему и минусов не видят: у учеников даже тройки редкость, не то что единицы и пары. Справедливости ради скажем, что и десятку тут заработать нелегко. Десять ставят самым одаренным за то, что они безупречно выполнили все, включая задания повышенной сложности.

А вот в школе села Ямкино Ногинского района обеими руками за 20-балльную систему, на которую перешли еще в 1991 году. Заместитель директора Яна Угольнова говорит, что сама училась в этой школе и очень довольна тем, что получала не «пять», а «двадцать».

– От 0 до 9 баллов – это двойка. Тройка – оценки от 9,1 до 14 баллов. С 14,1 до 18 – четверка, дальше – пятерка. Мы считаем средний балл каждого ученика и составляем рейтинги, – объясняет Яна Угольнова, – допустим, у ребенка было 16,7, а стало 16,75. Значит, он улучшил результат.

Есть школы, где вообще отказались от оценок по некоторым предметам или полностью перешли на рейтинговую систему оценивания. Ученик собирает не оценки, а баллы, занимая каждые полгода определенное место в рейтинге.

Так, может, давно пора отказаться от оценок, которые ничего не значат? К тому же ЕГЭ поставил большое сомнение привычную пятибалльную систему. Теперь ученики спрашивают друга не «какую оценку ты получил?», а «сколько баллов набрал?»

От первого лица

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:

– Вопрос об оценках в министерстве не обсуждается. Есть традиционная пятибалльная система, которая давно сложилась. Но если школа хочет перейти на другую – ей никто это не запрещает.

А как у них

Анна Розэ, Германия, Берлин

«Единица» – самая высокая оценка, «шестерка» – самая низкая отметка. Между баллами существуют промежуточные оценки.

Например, между «единицей» и «двойкой» еще есть отметки 1,3 и 1,7, а наша «пятерка с плюсом» эквивалентна немецкой отметке 0,7, в то время как «шестерки с плюсом» в немецкой школе не существует. В начальной школе до шестого класса в свидетельства ставятся даже «шестерки», а «промежуточные» отметки не имеют большого веса. С тремя немецкими «пятерками» в следующий класс учеников начальной школы уже не переводят. С 11 по 12 классы, считающиеся выпускными, каждой оценке соответствует определенное количество баллов. Ноль баллов ты получишь за «шестерки», а 15 за «единицу с плюсом». Ноль означает, что школьник провалился. В некоторых федеральных землях и школах ФРГ балльная система применяется уже с седьмого класса.

Итоговая оценка для аттестата учитывает сорок разных отметок ученика. Причем имеют особое значение оценки за реферат, коллоквиум, важные и второстепенные предметы. Таким образом, в немецком аттестате об окончании средней школы могут стоять самые разнообразные цифры – 1,1; 1; 2, 2,5.

Вступительных экзаменов в немецких университетах нет, а на особо популярные специальности есть «конкурс аттестатов». Вот для этого и пригодятся хорошие оценки! Благо, выпускные экзамены имеют неограниченный «срок годности».

Вячеслав Прокофьев, Франция, Париж

Во французских школах принята 20-балльная система оценок. Однако она начинается не с первого класса. Первые пять лет школы, а это начальная, учитель оценивает устный ответ или письменную работу, прибегая к следующим обозначениям: «о.х.» («очень хорошо»), по-нашему «пятерка», просто «х» («хорошо»), «четверка», «д.х.» («достаточно хорошо»), то есть «троечка», и «п» («просмотрено»), ну это, конечно, «пара».

С 20-балльной системой ребята сталкиваются в коллеже – средней школе, и она их сопровождает до «терминала2, последнего, выпускного класса лицея. При этом оценки ниже 10 баллов считаются по нисходящей плохими, а выше по восходящей – хорошими вплоть до отличнейшей - 20 баллов.

Российская газета

Добавить комментарий