Вопросы развития инженерно-технического образования обсудили специалисты

01.12.2014

Впервые в Новосибирске прошла региональная научно-практическая конференция «Развитие специализированного инженерно-технического образования в современной школе». Организаторами её выступили Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, НГУ, НГТУ, Технопарк Новосибирского Академгородка, Центр развития творчества детей и юношества, а также Инженерный лицей НГТУ.

Основные мероприятия конференции прошли в течение двух дней на базе Технопарка Новосибирского Академгородка и Новосибирского государственного технического университета.

Какой должна быть подготовка будущих высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать в инновационных и наукоемких областях российской экономики? Участники мероприятия поставили цель определить приоритетные направления и задачи в развитии школьного образования инженерно-технического профиля.

В конференции приняли участие ведущие эксперты в области инженерного образования и профильного оборудования из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Томска и Барнаула.

На встрече были представлены доклады о роли инженерных специальностей и основах инженерного образования, профориентации в области мехатроники и робототехники учащихся инженерных классов, научно-техническом творчестве школьников, дизайн-мышлению, инновационному оборудованию в современной школе и многие другие.

Сегодня становится актуальной правильная подготовка специалистов инженерного профиля со школьной скамьи, считает Евгений Иванович Пальчиков, профессор Новосибирского государственного университета, доктор технических наук, в.н.с. Института гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН: «В настоящее время во многих школах созданы инженерные классы. В основном в них добавили часы с физикой и математикой, программированием и компьютерной графикой, в некоторых школах введена робототехника, – на лицо перекос в сторону теоретических дисциплин и программирования.

Процесс внедрения фундаментальных результатов в повседневную жизнь достаточно длинный – от 5 до 50 лет. И участию в этом процессе необходимо учить. Наиболее удачными проектами для этого на сегодняшний день являются «Турниры юных физиков» и научные конференции (существующие в НОУ «Сибирь» уже более 30 лет). Также становится актуальным создание школьных курсов «Детские детали машин» и «Детский сопромат», которые можно было бы преподавать не теоретически, а показывая реальные устройства, давая с ними поиграть детям. Тогда будет что осмысленно рисовать на уроках компьютерной графики. И к роботу «Лего» что-то свое добавить».

Как отмечает Евгений Иванович, в классических университетах, к которым относится НГУ, почти нет инженерных дисциплин. А инженерные знания необходимы будущему ученому для адекватного контакта с «прикладниками», с инженерами, заводами и мастерскими – в процессе внедрения полученных фундаментальных результатов. Сегодня на физическом факультете НГУ можно выделить только два курса с инженерной направленностью: «Введение в технику физического эксперимента» и «Проектирование экспериментальных установок», на 1-ом и 4-ом курсе соответственно. Проблему необходимо решать либо введением спецкурсов, либо созданием специального инженерного факультета, где будут готовить специалистов – посредников между фундаментальной и прикладной наукой, – считает профессор.

Помимо презентации докладов, была проведена работа в секциях и мастер-классы.

В рамках секций прошло обсуждение вопросов развития специализированных инженерных классов. Вместе с тем, были рассмотрены вопросы перспектив и возможностей направления робототехники в инженерно-техническом образовании.

Любопытным мероприятием конференции стала шоу-презентация футбола роботов и интеллектуальных роботов-помощников. Ее представили гости из Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Специалисты и учащиеся университета приступили к созданию первой в России футбольной команды антропоморфных роботов, с которой намерены выступить на международном чемпионате по робофутболу, – об этом рассказал заведующий лабораторией робототехники и искусственного интеллекта вуза Евгений Шандаров.

«Это правда – в России сейчас таких команд нет. Мы приступили к работе три недели назад. В команде на поле три робота: голкипер и два нападающих. На текущий момент удалось реализовать базовые функции нападающего и вратаря», – рассказал он.

В ТУСУРе решают прикладные научные задачи в областях технического зрения, устойчивого движения роботов, взаимодействия и ориентирования игроков. Уже весной 2015 года томичи планируют выступить со своей футбольной командой на RoboCup в лиге KidSize.

 

Мастер-класс «Возможности использования программных продуктов SAMSUNG IT SCHOOL в образовательном процессе» прошел на базе Инженерного Лицея НГТУ.

Его провел Иван Николаевич Томилов, канд. техн. наук, доцент кафедры автоматизированных систем управления, заместитель декана факультета автоматики и вычислительной техники НГТУ.

Обучение проходит в рамках социально-образовательного проекта «IT-школа Samsung», цель которого – содействие в подготовке будущих инженерно-технических кадров.  В рамках проекта в лицее создан специально оборудованный учебный класс для занятий по IT-технологиям и программированию для одаренных школьников, оснащенный комплексным интегрированным решением Samsung School, включающим в себя интерактивную доску – LCD-панель Samsung диагональю 75 дюймов, ноутбуки Samsung ATIV Book 9 Lite и планшеты Samsung GALAXY Note 10.1 для учеников и преподавателей.

Обучаются в классе учащиеся всех школ Новосибирска. Отбор производится на конкурсной основе.

В основу учебного курса заложены методические материалы, разработанные специалистами Научно-исследовательского Центра Samsung Electronics Russia при поддержке преподавателей Московского физико-технического института (МФТИ).

По завершении курса учащиеся приобретут практические навыки, позволяющие самостоятельно создавать приложения для смартфонов и планшетных компьютеров. Они также получат сертификаты о прохождении обучения. 

Добавить комментарий

Target Image