Международные олимпиады школьников: марафон длиной в год

30.07.2015

Ежегодно на международные интеллектуальные состязания школьников собираются команды из разных стран, и так же, как на спортивных олимпиадах, за их успехами следит вся страна.

Специалисты взвешивают шансы на победу, изучают рейтинги и определяют фаворитов, болельщики считают количество медалей… Но немногие знают, как сложен и долог путь к международной олимпиаде, сколько усилий прикладывают школьники и педагоги, чтобы страна могла гордиться их результатами. 

В команду попадают уже настоящие победители: сначала они выигрывают школьные туры, затем  муниципальные, федеральные и, наконец, становятся призерами или лауреатами Всероссийской олимпиады школьников.

Но и это еще не все: строгий отбор – «школа интеллектуального выживания» – длится целый год. 

«Чтобы пройти в состав команды 2015 года, дети должны были стать победителями или призерами олимпиады 2014 года, поучаствовать в летних учебно-тренировочных сборах. По результатам этих сборов выделяется часть, которая проходит на зимние учебно-тренировочные сборы, потом – короткий список, а окончательное формирование команды проводится по итогам Всероссийской олимпиады 2015 года», – рассказывает директор Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Максим Протусевич.

Специалисты учитывают не только знания кандидатов, но и их стрессоустойчивость и готовность к высоким нагрузкам.

И действительно, продержаться на такой дистанции может не каждый: помимо уроков в школе и дополнительных курсов со специалистами-тренерами, все ребята усиленно занимаются самообразованием – читают специальную научную литературу, изучают отраслевые интернет-порталы. 

Программа летних учебно-тренировочных сборов также не дает расслабиться: ежедневный курс занятий – 7,5 часов, а условно «выходными» считаются пять дней, когда ребята пишут тренировочные олимпиады – по 4,5 часа, поделился впечатлениями Максим Протусевич.

Вопросы Всероссийских школьных олимпиад выходят за пределы школьной программы, поэтому подготовка должна быть очень серьезной. 

Сами же участники олимпиад считают, что необходимо постоянно изучать научную литературу – это даст хорошую фактологическую базу и поможет сориентироваться даже в самых сложных задачах. 

Так, например, победитель международной олимпиады по биологии Артем Ломакин рассказал журналистам, что в списке задач этого года появились вопросы, связанные с научными открытиями, опубликованными впервые всего два года назад. «Так что надо всегда быть в тренде», – утверждает Артем.

Как утверждают тренеры, есть три составляющих успеха участников олимпиады: знания, стрессоустойчивость и «живость ума». Кстати, в 2015 году текст каждой задачи по математике занимал две страницы!

Чем ближе международный конкурс, тем насыщеннее и серьезнее подготовка: опытные специалисты отрабатывают с ребятами задачи и настраивают их на победу – как считают сами юные олимпийцы, это помогает им выдержать все испытания и успешно выступить. 

Ни для кого не секрет, что олимпиады дают «путевку в жизнь» многим ребятам: они получают возможность поступать в выбранные вузы без экзаменов и продолжать учебу на более серьезном уровне, чем большинство их сверстников. 

Так, проректор по учебной работе и довузовской подготовке Московского физико-технического института, руководитель сборной России по физике Артем Воронов рассказал, что многие «олимпийцы» приходят учиться с очень серьезным багажом знаний – на уровне студентов старших курсов, поэтому для них стараются разработать особые программы. В результате на защиту диплома большинство таких студентов выходит уже с практически готовыми кандидатскими диссертациями.

Как показывает практика, все участники олимпиад связывают свою будущую учебу и карьеру с выбранной специальностью: одни ребята заканчивают институт и идут в науку, другие занимаются преподавательской деятельностью. 

Сезон международных олимпиад 2015 года еще не закончился, и нашим командам предстоит в очередной раз продемонстрировать свои знания и высокий уровень подготовки. 

Российское образование

Добавить комментарий