«Для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, надо не только учить любить красоту, но и любить родину»

25.08.2015

В рамках XIII Городской педагогической конференции в Новосибирском городском доме учителя прошла секция «Всероссийский год литературы. Роль учителя русского языка и литературы в современном обществе».

В этом зале не говорили о методиках, целях и задачах, о теоретических основах и подготовке к ЕГЭ, не искали единую точку зрения, а старались побудить к размышлению, к работе души, к пониманию того, как и чему нужно учить на уроках литературы, чтобы воспитать достойного гражданина своей страны.

С приветственным словом к участникам секции обратилась директор Новосибирского городского дома учителя Дягилева Наталья Юрьевна.

– Планируя сегодняшнюю сессию, мы хотели придать ей особый смысл, особое значение и отойти от формальных рамок методического объединения.  Мы планируем повести разговор о значении предмета, языковой культуры, литературы, воспитании и формировании гражданской позиции наших детей.

Вместе со мной эту секцию проведет сибирский писатель, редактор журнала «Сибирские огни» Михаил Николаевич Щукин. Дом учителя и Михаила Николаевича связывают тесные узы творчества и совместной работы. Вместе с ним в 2005 году мы издали несколько сборников детского творчества под общим названием «Отчий мир». Искусство, литература, культура являются тем фундаментом, на котором держится все педагогическое мастерство. Михаил Николаевич одним из первых обратился к истокам истории образования. Мы благодарны ему за серию очерков о новосибирских учителях. В 2012 году впервые в истории города у писателя вышла полномасштабная документальная повесть о первом статусном учреждении Новосибирска – гимназии Павлы Алексеевны Смирновой. Повесть называется «Белый фартук, белый бант».

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ Гимназия №11 «Гармония» Косиненко Ольга Геннадьевна высказала свою точку зрения на тему «Чему учить на литературе?» Она пояснила, что слово литература следует употребляет в широком значении – литература как вид искусства, а не только как предмет. Ольга Геннадьевна отметила, что сейчас в школах мало внимания уделяют выразительному чтению текста. «Мы перестаем работать над способностью ребенка понять и выразить себя через чтение». Педагог считает, что, изучая литературное произведение, «мы изучаем писателя, его душу. Поэтому нужно строить диалог между автором и детьми: умению услышать, о чем у автора поет или тревожится душа, быть в том мире, где живет автор. Чтение – это разговор с автором через текст». Цитируя Николая Константиновича Рериха, педагог предлагает на уроках литературы «учить счастью знаний, учить счастью любви, учить счастью красоты».

Людмила Анатольевна Кузменкина, журналист МКОУ ДОВ «Городской центр информатизации «Эгида», в своем выступлении «Использование возможностей информационно-компьютерных технологий и интернет-ресурсов на уроке литературы и во внеурочной работе» познакомила учителей русского языка и литературы с работой краеведческого портала «Библиотека сибирского краеведения» (http://bsk.nios.ru/). Проект реализуется Городским центром информатизации «Эгида» и Главным управлением образования мэрии города Новосибирска.

Именно краеведение должно прийти на помощь педагогам, чтобы «воспитать культурных, образованных людей, любящих свою Родину, уважающих традиции и боевое прошлое своего народа, гуманно относящихся к окружающим людям, природе, своей земле». Школьники под руководством педагогов при помощи этого интернет-ресурса могут не только получать информацию, которая им нужна при подготовке уроков, краеведческих проектов, в написании статей, олимпиадной деятельности, но и участвовать в научно-исследовательской работе.

Велика роль литературного краеведения. На сайте «Библиотека сибирского краеведения» можно познакомиться с энциклопедическим изданием «Литература и писатели Сибири», прочитать материалы в рубрике «По страницам журнала «Сибирские огни».

Учитель русского языка и литературы гимназии № 13, член Союза писателей РФ Светлосаров Владимир Сергеевич представил участникам работы секции сборник детских стихов под названием «Мы».

Если Косиненко Ольга Геннадьевна считает, что детские стихи – это не поэзия, а стихоплетство, то Владимир Сергеевич, наоборот, уверен, что в детских стихах кроется глубина, дети пытаются выразить свое мнение, пытаются быть романтиками, что очень важно в современном мире. Педагог учит своих подопечных верить в поэтическое слово, в живое слово, а не говорить штампами, сухим языком, уподобляясь чиновникам.

– Роль учителя русского языка и литературы, когда дети мысленно аплодируют тебе, и их мнение совпадает с мнением педагога.

Тему прекрасного русского языка продолжил Михаил Николаевич Щукин, главный редактор журнала «Сибирские огни», секретарь Союза писателей РФ. Он рассказал, что, когда собирал материал для написания книги «Белый фартук, белый бант», то познакомился с сочинениями гимназисток в гимназии Павлы Алексеевны Смирновой. Его удивило, что главным критерием оценки работ было то – «написано ли сочинение прекрасным русским слогом».

Михаил Николаевич пригласил педагогов к дискуссии о русском языке, которая скоро развернется на страницах журнала «Сибирские огни».

Что касается истории сибирской литературы, то всех обрадовало радостное известие: редакция журнала совместно с новосибирской государственной областной научной библиотекой оцифровала все номера журнала «Сибирские огни», начиная с 1922 года по 1940 год. Они находятся на сайте сибирские огни.рф в открытом доступе.

Сам Михаил Николаевич работает над новым романом, а в конце 2015 - начале 2016 года в издательстве «Вече» будут переизданы его прежние произведения: «Грань», «Оборони и сохрани», «Морок».

В работе секции принял участие сибирский поэт, член Союза писателей РФ Мартышев Евгений Федорович. Он считает, что главная задача учителя – учить любви к родине.

– Я с большим пиететом отношусь к профессии учитель. Ведь учитель – программист будущего. Если учитель плохо научил, то в будущем будут плохие врачи, пилоты, сталевары… Для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, надо не только учить любить красоту, но и любить родину. В подтверждение своих слов Евгений Мартышев прочитал стихотворение о России, о том, что она, несмотря ни на что, поднимется с колен и будет великой державой.

В заключение работы секции Новосибирский городской дом учителя подготовил литературно-художественную композицию о творчестве выдающихся сибирских писателей и поэтов.

Добавить комментарий

Target Image