«Учитель был и остается ключевой фигурой в образовании»

28.08.2015

27 августа состоялась августовская конференция работников образования Ленинского района «Профессиональная компетентность педагогических кадров – важнейший ресурс инновационной образовательной среды».

На конференции присутствовали почетные гости: заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Федорчук Сергей Владимирович, заместитель начальника Главного управления образования мэрии города Новосибирска Тарасова Ирина Ивановна, глава администрации Ленинского района Клемешов Олег Петрович, отец Георгий, руководители образовательных учреждений, ветераны труда, молодые специалисты.

Педагоги Ленинского района говорили о роли учителя в современной школе, повышении престижа профессии учителя, его профессиональной компетентности, необходимости повышения квалификации, о проведении профессиональных конкурсов для педагогов.

С основным докладом выступила начальник отдела образования администрации Ленинского района Парунова Светлана Викторовна. Она познакомила участников конференции с современными тенденциями развития муниципальной системы образования Ленинского района и задачами на 2015-2016 год.

– На августовской конференции отрасль образования публично держит отчет о состоянии системы, о достигнутых результатах, сверяет ориентиры, определяет перспективы развития. Районный педсовет – это социально-значимая форма коллективного осмысления путей развития отрасли, настрой на весь учебный год.

2015 год для Ленинского района – особенный. Это не только 70-летие Великой Победы, но и 45-летие нашего любимого района.

Светлана Викторовна остановилась на ключевых современных тенденциях отрасли и задачах, которые определяются настоящим состоянием, достижениями, проблемами на основных направлениях системы образования района в сфере укрепления кадрового потенциала.

 – Муниципальная система образования Ленинского района включает в себя 83 образовательные организации. Обязательным условием позитивных изменений в сфере образования является материально-техническая обеспеченность учреждений, проведение текущего ремонта. На подготовку к новому учебному году образовательным учреждениям района выделено более 45 миллионов рублей. В ходе подготовки к новому учебному году высветилась проблема неготовности ряда учреждений к грамотному освоению выделенных средств. Поэтому одна из задач – повышение финансовой грамотности руководителей.

Грамотная кадровая политика выступает одним из основных инструментов модернизации современного образования. Развитие кадрового потенциала, создание условий для профессионального роста педагогов, повышение престижа педагогического труда имеет приоритет деятельности. В отрасли образования Ленинского района работает 5 тысяч 938 человек, из них педагогических работников – 3 тысячи 76 человек. Государственными и ведомственными наградами отмечены 474 педагогических работника, в прошедшем учебном году 17 человек.

Повышение квалификации – важнейшее условие совершенствования качества образования. В прошедшем учебном году повысили квалификацию 32 % педагогов, из них 597 человек через прохождение курсовой подготовки в НИПКРО, НГПУ, НГТУ, городских центров «Эгида», «Магистр», ГЦРО, а 22 человека за пределами города Новосибирска.

Формирование позитивного имиджа педагога и повышение престижа педагогической профессии во многом способствует участие и успехи педагогов в различных профессиональных конкурсах. Так победителем городского конкурса «Учитель года-2015» стал Лавренчук Максим Сергеевич, учитель французского языка МБОУ «Гимназия №16 «Французская».

Массовым по форме стал «Фестиваль открытых уроков», в котором приняли участие 450 педагогов Ленинского района.

Вместе с тем, в кадровой политике имеются проблемы, – отметила Светлана Викторовна. – Повысился возрастной показатель педагогических кадров, возрастная структура не оптимальна, имеет место гендерный дисбаланс, снизилось количество аттестованных на высшую квалификационную категорию. Для их решения в регионе необходимо возрождение опыта наставничества над молодыми педагогами на уровне района, создание клуба «Ассоциация молодых педагогов» для поддержки инициатив молодых учителей, решения актуальных профессиональных проблем. Необходимо проведение районных олимпиад учителей русского языка и математики, активизация работы с кадровым резервом.

Впереди введение «Профессионального стандарта педагога», – отметила Светлана Викторовна, – нам нужно иметь ясный план поэтапного его освоения. Наша общая задача достучаться до каждого педагога, помочь ему поверить в свой профессиональный успех.

Главная цель, определяемая в августе, всегда остается неизменной – развитие системы образования района. Вопросы доступности услуг дошкольного образования стоят во главе угла. Новосибирск и наш район в течение пяти лет решает данную задачу. За это время были реконструированы 8 зданий детских садов, построено 5 новых, открыто дополнительно 16 групп в образовательных и дошкольных учреждениях. За весь период создано дополнительно 2,5 тыс. мест. До конца 2015 года будет сдано еще около 900 мест. Однако проблема остается актуальной. Такая проблема складывается благодаря благоприятной демографической обстановке и небывалому росту строительства нового жилья. Только за прошедшие три года в Ленинском районе введено в эксплуатацию около 400 тысяч квадратных метров жилья, а население увеличилось более чем на 870 тысяч человек. В нашем районе 7 учреждений стали пилотными площадками для внедрения новых ФГОС дошкольного образования.

В Ленинском районе в 26 образовательных учреждениях реализуется инновационная деятельность – 55 инновационных, экспериментально-стажировочных площадок разного уровня, успешно реализующих инновационные проекты, направленные на повышение качества образования. Далеко не все школы используют такую возможность. Только 28% учреждений района имеют классы с углубленным изучением предмета, 27% реализуют профильное обучение. Часть школ по-прежнему предлагает учащимся на старшей ступени только универсальное обучение. Профильный принцип образования – требование нового стандарта. Задача успевать реагировать на новые изменения.

Одним из важных критериев подготовки учеников остаются результаты ЕГЭ.  В итоговой аттестации в прошедшем учебном году приняло участи 1.233 человека. Успешно прошли государственную итоговую аттестацию 98,7 %. В то же время увеличилось количество учащихся набравших по результатам ЕГЭ 90 и более баллов, но значительно сократилось количество учеников, получивших сто баллов (6 человек). Количество медалистов снижается. В этом году 82 ученика награждены золотыми медалями за особые успехи в учении.

Немало проблем выявили результаты итоговой аттестации учеников 9 классов. По итогам ГИА справились с экзаменами и получили аттестаты 98,8%, а 94 человека получили аттестаты с отличием.

Компетентность учителя в вопросах подготовки учащихся к экзаменам является одним из факторов, определяющим результативность. Считаю необходимым руководителям учреждений усилить контроль подготовки учеников.

Качество знаний учащихся по итогам прошедшего года составляет 47,4%, что на 11,2% выше показателей прошлого года.

Ведется работа с одаренными детьми. Это одна из приоритетных задач системы образования. По результатам прошедшего года рост количества победителей и призеров олимпиад составил 12%.

Развивается система дополнительного образования. Более 19 тысяч детей Ленинского района занимаются в кружках и секциях.

В своем докладе Светлана Викторовна Парунова озвучила первоочередные задачи на год:

– Обеспечение доступности получения качественного образования.

– Повышение профессионального уровня педагогических и руководящих кадров.

– Поддержка обновления содержания общего и дошкольного образования посредством введения ФГОС.

– Совершенствование содержания и форм работы по развитию и поддержке одаренных и талантливых детей. 

В заключение выступления Светлана Викторовна сделала вывод, что никакие технологии не смогут заменить учителя. «Наша главная задача, чтобы ребенок был здоровым, умным, хорошо учился в школе и был успешным в жизни».

Интересные результаты исследования представила Жафярова Мария Наильевна, кандидат психологических наук, директор Новосибирского педагогического колледжа №1. Как общаются педагоги в школе между собой, доверяют ли друг другу, дружат ли или между ними преобладает соперничество? Как отметила психолог, «чаще всего среди педагогов Новосибирска преобладает средний уровень доверия». Это значит: 38% учителей доверяют другим учителям, 56% не сомневаются в компетентности коллег, 25% обмениваются профессиональной информацией, 56% обращаются за помощью к коллегам, 88% уверены, что остальные коллеги прикладывают столько же усилий, 63% верят в справедливость оценки руководства работы педагогов. Но отмечается низкий уровень взаимодействия педагогов: 21% педагогического состава проводят совместные мероприятия, у 25% имеется общая копилка учебных материалов, 75% вообще не посещают занятия своих коллег и лишь 19% состоят в добровольных профессиональных объединениях и являются активными их членами.  Характерной особенностью является то, что педагоги дружат и общаются парами. По мнению Марии Наильевны, было бы лучше, если бы они образовывали «эффективные триады».

О «формировании и повышении профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как необходимом условии создания качественной образовательной среды» рассказала старший воспитатель МКДОУ № 445 Роньшина Ирина Алексеевна.

Директор МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» Судоргина Любовь Вилениновна поделилась с коллегами опытом решения кадрового вопроса. Оказывается, средний возраст педагогов в этой гимназии от 34 до 41 лет. На работу стараются принимать молодых педагогов, которых «не надо переучивать, с ними проще работать, потому что они не оглядываются назад». В гимназии большое внимание уделяют повышению статуса педагогов – 90% учителей имеют первую квалификационную категорию. Большое значение имеет моральное и материальное стимулирование педагогов. В течение года идет «отслеживание» деятельности учителей, так называемый, внутренний аудит, по результатам которого, например, в конце этого учебного года 77% педагогов были отмечены наградами.

О том, как профессиональные конкурсы совершенствую профессиональную компетентность педагога и «есть ли жизнь после конкурса» рассказал победитель городского, лауреат областного конкурса «Учитель года – 2015», учитель французского языка МБОУ «Гимназия №16 «Французская» Максим Сергеевич Лавренчук. Он отметил, что для него были очень важны открытая дискуссия, мастер-классы, изучение опыта коллег. А самым сложным оказался урок в незнакомом классе. Максим Сергеевич призвал молодых педагогов не бояться участвовать в конкурсах, действовать, выйти из своей зоны комфорта. Он предложил создать в районе Клуб педагогов-новаторов, чтобы делиться своими идеями, новыми наработками.

О «Возможностях потенциала педагога дополнительного образования в формировании здоровой личности ребенка (на примере работы ДООЦ «Спутник»)» пошла речь в выступлении директора ДООЦ «Спутник» Немзорова Сергея Егоровича.

Директор отметил, что в Центре занимается более двух тысяч детей.

– Особый всплеск интереса к спорту произошел после Олимпиады в Сочи и Универсиады в Казани. Ребята хотят быть похожим на героев спорта. Наша задача – привить им навыки здорового образа жизни. Почти все дети принимают участие в соревнованиях. Мы даем возможность каждому ребенку почувствовать вкус победы.

Роль гражданско-патриотического воспитания детей в условиях современной образовательной среды раскрыла специалист отдела образования Ленинского района Горбачева Ольга Вячеславовна.

2014-2015 учебный год – год 70-летия Великой Победы. Мероприятия, проводимые в районе в этом году, показали не только отношение детей и взрослых к памяти тех славных и одновременно трагических дней, но прежде всего систему работы образовательных организаций по гражданско-патриотическому воспитанию. Среди многочисленных тематических занятий, выставок, встреч с ветеранами особую роль играли акции «Свеча памяти», «Бессмертный полк», в котором только в Ленинском районе приняли участие более двух тысяч человек.

В год 70-летия Победы школьники Ленинского района провели эстафету добрых дел, каждое из которых стало вкладом в историю района. Во время конференции состоялась торжественная церемония передачи книги «Добрых дел» Центру истории развития Ленинского района.

С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Федорчук Сергей Владимирович. Он говорил о том, что нужно поднимать имидж профессии учителя.

– Учитель – это не тот, кто дает знания, это тот – кто ведет за собой, кто учит жить. Я рад, что сегодня на государственном уровне процесс образования становится дуалистичным процессом, когда есть процесс обучения и процесс воспитания. В школы возвращается система воспитательной работы. Мы много говорили о патриотическом воспитании, но не нужно забывать, что воспитание патриота начинается с семьи. Воспитать личность можно только семьей.

Особое внимание Сергей Владимирович обратил на концепцию дополнительного образования, а именно на техническое творчество.

– Нам нужны рабочие кадры, нам нужны инженеры. Это действительно, важно – через воспитание, создавая личность, делать профессионала. И это может делать только учитель. Духовность, нравственность и знания – это наша задача.

На конференции прошло награждение работников отрасли, отличившихся в 2014/2015 году.

Помимо традиционных Почетных грамот и Благодарственных писем Министерства образования области и Главного управления образования, педагоги получили награды, учрежденные Ленинским районом.

Памятным знаком «За большой вклад в развитие системы образования Ленинского района была награждена Жаркова Татьяна Николаевна, заведующая детским садом №360 «Журавушка», Отличник народного просвещения.

Маркварт Генрих Альбертович, учитель технологии средней школы № 69, Отличник народного просвещения, лучший педагогический работник Новосибирской области 2009 г., Цыганкова Алла Александровна, учитель начальных классов Гимназии № 16 «Французская», Отличник народного просвещения и Калмыков Николай Викторович, начальник отдела структурного подразделения  «Звездный» МБУ МЦ «Звездный», Отличник физической культуры и спорта России получили памятный знак «За учительский подвиг».

Кроме того, администрацией Ленинского района в прошлом году был учрежден памятный нагрудный знак «Юное дарование» Ленинского района г. Новосибирска, который присуждается школьной молодежи района за учебные и творческие достижения. Награды были вручены Ковалеву Евгению, выпускнику Второй Новосибирской гимназии, Кривченко Марии, выпускнице Информационно-экономического лицея, Саидовой Наврузой, ученице средней школы № 86.

По итогам встречи педагоги Ленинского района приняли резолюцию.

Добавить комментарий

Target Image