Что и как рекламировали в Новониколаевске 100 лет назад

30.09.2015

В Городском центре информатизации «Эгида» в новом учебном году продолжил работу исторический лекторий «Новосибирск неизвестный». Первая лекция состоялась 25 сентября.

Тема лекции – «Реклама в Новониколаевске в конце XIX-начале XX века».

С ребятами, педагогами и руководителями школьных музеев встретилась сотрудник Музея города Новосибирска, куратор выставочного проекта «Рекламы города N» Батяева Татьяна Анатольевна.

Она рассказала об истории дореволюционной новониколаевской рекламы и о выставке «Рекламы города N», которая недавно открылась в Музее города Новосибирска.

Речь шла не просто о рекламе, а о ретро-рекламе. Оказывается, реклама имеет богатое историческое прошлое. Ее истоки прослеживаются еще в русском народном лубочном творчестве и приобретают расцвет в царской России.

В современную эпоху реклама преследует нас повсюду: на улицах Новосибирска, по телевидению, в нашей городской прессе. Большинству из нас реклама не нравится, она нас раздражает. Многие приемы современной рекламы нам неприятны.

А какой была реклама 100 лет назад? На кого она была рассчитана? Какие товары рекламировали в то время и почему именно эти предметы были так необходимы горожанам?

Татьяна Батяева подробно рассказала об истории дореволюционной ново-николаевской рекламы. Рекламные объявления той эпохи сохранили для нас старинные городские газеты: «Народная летопись», «Обь», «Обская жизнь» «Алтайское дело» и другие.

– Во всех выходивших в то время в Ново-Николаевске газетах размещались рекламные объявления, выполненные на высоком уровне. В плане оформления они не отличались от рекламы в центральной российской прессе, а многие вполне соответствовали европейским стандартам газетной рекламы.

Лектор показала, как выглядела структура рекламного текста: заголовок, подзаголовок, основной текст, цена, название и адрес, слоган.

Речь так же шла о дизайне и лексике рекламных сообщений. Оказывается, главной особенностью лексики рекламных сообщений того времени – это исключительно вежливое обращение к покупателю: «Вниманию Дам...», «С почтением ...». Эти слова были адресованы весьма широкой публике.

Участники лектория смогли познакомиться и с новониколаевскими рекламодателями. Это были известные в городе и регионе купцы и производители продукции: колыванский купец Евграф Жернаков, его племянник Владимир Жернаков, торговавший обувью. Кроме Жернаковых, свой торговый дом имел Н.П. Литвинов, он продавал книги и канцелярские принадлежности. Кстати, на выставке «Рекламы города N» в Музее г. Новосибирска представлен подлинный альбом с видами Ново-Николаевска за первое десятилетие. Альбому более ста лет!

Татьяна Батяева подробно остановилась на рекламе кинотеатров, в частности, кинотеатра Махотина Ф.Ф. Эти рекламные объявления занимали лучшее место на первой странице газеты. Интересна рекламная кампания со слоганом-загадкой «Старый друг, лучше новых двух». Сейчас приём, использованный Махотиным, называется тизерной рекламой.

На выставке в Музее г. Новосибирска можно познакомиться с товарами, которые продвигали на страницах местных газет. Также можно узнать, какие сладости были популярны сто лет назад, что кушали барышни за просмотром фильмов в синематографе.

А в специальном зале все желающие могут посмотреть дореволюционные мультфильмы.

Так же на выставке представлен уникальный экспонат - граммофон, старинные книги, зал полностью посвящён культурной жизни города.

В ближайшее время на сайте «Библиотека сибирского краеведения» в разделе «Лекторий» появится видеозапись лекции.

Текст лекции можно прочитать здесь

Презентация 

Добавить комментарий

Target Image