Глобальные тренды подготовки педагогов

12.10.2015

9 октября в НГПУ прошла всероссийская конференция «Модернизация педагогического образования в РФ: подходы, технологии, перспективы».

В рамках пленарного заседания о глобальных трендах подготовки педагогов рассказал Александр Михайлович Сидоркин, директор Департамента образовательных программ, Институт образования Национального Исследовательского Университета «Высшая школа экономики».

80 процентов успеха ученика никак не связано с учителем

По разным оценкам от 70 до 80 процентов факторов, которые влияют на успех ребенка, качество образования и образовательные результаты, находятся вне школы. В первую очередь, это семья, уровень образования и дохода родителей; с кем учится ребенок, в какой школе. Если все это отсеять, то качества учителя – самый важный фактор. По оценкам ученых, если ребенку повезет и у него два года его жизни будет блестящий учитель, например, в начальной школе, то это может компенсировать недостатки в развитии в раннем детстве. Лучшие учителя продвигают своих детей вперед на 2-2,5 года по школьной программе.

На данный момент нет научного обоснования, чем отличается хороший учитель от плохого, следовательно, нет научного обоснования, как подготовить хорошего учителя. Мы пока не знаем, чем отличаются эти люди друг от друга. Уровень образования, стаж, личностные характеристики, оценки, зарплата, размер класса – все это не отличает хороших учителей от плохих.

Но попытки измерить качество подготовки учителей все-таки делаются. Пока только в США идут масштабные исследования на эту тему. Самое многообещающее направление – модель оценки качества программ подготовки через «добавленную стоимость» (Value-Added model). В штате Луизиана каждый год измеряют успеваемость всех детей по основным предметам. Если у ребенка есть рост, то можно посчитать эффективность учителя, преподающего тот или иной предмет. Есть возможность всех учителей в штате ввести в базу данных и посмотреть, какую программу они заканчивали. И на основании этого сделать вывод о том, что та или иная программа более эффективна.

(Единая оценка школьников может быть введена и в российских школах. На августовском совещании работников системы образования Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора, высказал возможность оценки знаний школьников после завершения обучения в каждом классе по единым контрольным измерительным материалам, разработанным специалистами Рособрнадзора. Все результаты этих аттестаций будут заноситься в единую информационную систему и анализироваться. – прим. ред.)

Стоимость, добавленную учителем, не так просто измерить, потому что мы работаем с разными детьми. В образовательном процессе компетентность, энтузиазм, сила духа учителя не на сто процентов определяют результат, потому что есть сила духа, компетентность, энтузиазм и желание учиться ученика.

Есть интересная группа исследований (Experience Sampling Method), когда на сотовый телефон устанавливается приложение, и в случайные промежутки времени на дисплее выскакивает вопрос: «Чем вы сейчас занимаетесь?». Например, «объясняю новый материал», «веду дискуссию с детьми». В результате обработки данных получается, что то, что делают и думают, что делают – разные вещи. Если провести опрос среди учителей: «На что вы тратите время?» Они ответят, что 50 процентов времени тратят на заполнение бумаг. Это неправда. Так кажется, потому что это скучная, бессмысленная работа. А когда вы объективно измеряете, начинают проявляться очень интересные вещи. Например, директора школ. Очень долгое время в науке об образовании был консенсус о том, что самый эффективный директор школы, который ходит на уроки, помогает учителям учить, этакий «главный методист». Но в Нью-Йорке выяснили, что самыми эффективными директорами оказались те, у которых организационный процесс в школе налажен нормально, и они не занимаются преподаванием. Это неокончательный результат.

Есть большая группа исследований опытных и неопытных учителей, сравнения как они мыслят. В рамках исследований обнаружено, что есть определённый учительский способ мышления.

Проблема подготовки учителей – международный уровень

В 2012 году проблема подготовки учителей была впервые вынесена на международный уровень в официальном формате. В Нью-Йорке прошел международный саммит по вопросам подготовки учителей и руководителей учебных заведений. По результатам встречи были выделено несколько направлений работы.

  • Должны быть ясные стандарты – что учитель должен знать, уметь и делать на своем предмете.
  • Учителя должны знать, насколько они выполняют стандарты, которые они приняли.
  • Школьная практика должна проходить под руководством наставников. По крайней мере два опытных человека должны наблюдать, что человек делает, чему он учится.
  • Программы для начинающих педагогов. Учительская профессия не относится к числу тех, которые можно изучить только в институте. В тех местах, где есть сильная поддержка педагогического коллектива, снижается отсев, увеличивается компетенция.
  • Давать студентам более широкий методический репертуар, включая кооперативное и исследовательское обучение. Например, при выпуске студент знает, как объяснить принципы умножения, но чаще всего он знает только один способ. У него должно быть 3-4 способа.
  • Увеличить способность учителей использовать ИКТ.
  • Большее понимание локальной и глобальной культуры и сообществ. Педагогическое сообщество плохо понимает, как, например, провести коррекцию своего преподавания, но усилия предпринимаются.
  • Исследовательские навыки для диагностики практических проблем. Необходимость понимания, что происходит с детьми. В некоторых продвинутых программах подготовки учителей есть специальные упражнения по анализу ошибок детей. Необходимо понимать природу ошибок и психологических проблем.

Исследования Линды Дарлинг-Хэммонд

Линда выделяет несколько перспективных направлений работы.

1. Развитие «Учения наблюдением», которое моделирует, как материал можно преподавать в доступной и интерактивной форме. Когда мы выводим студентов на практику и говорим "наблюдайте", это непродуктивно, потому что они не знают, что наблюдать, не знают, что важно, что неважно. Нужно научить человека наблюдать так, чтобы он понимал, что происходит в голове у учителя.

2. Человеческое понимание происходит в процессе упрощения. Как нужно объяснить детям, чтобы они поняли. И как понять, что они поняли. Постоянная обратная связь с детьми. Не просто по выражению глаз. Нужно уметь задавать вопросы, чтобы понимать, в какой степени человек понимает то, о чем вы говорите.

Необходимо изучение мышления учащихся в контексте отдельного предмета, чтобы помочь учителям понимать понимание материала учащимися. Логика мышления внутри истории отличается от логики мышления внутри математики.

3. Развитие способности планировать обучение в зависимости от успехов и требований предмета. Учитель должен видеть каждый урок в контексте продвижения – есть конечная цель, что делается на каждом уроке для ее достижения.

Мировые эксперименты в подготовке учителей

– Клиническая модель «погруженной подготовки» (например, teach for all). Люди работают, и в это время их еще интенсивно учат.

Сейчас по этой модели реализуется проект «Учитель для России». В нем участвуют лучшие выпускники непедагогических вузов. Сначала они проходят очень интенсивный летний институт, примерно пять недель, потом эти ребята идут преподавать, им дают класс по предмету, в то же время их продолжают интенсивно обучать и поддерживать в течение двух лет. Есть много похожих моделей. Погруженность очень важна. За пять недель они проводят примерно 20 уроков. После каждого проведенного урока разговаривают с педагогами. Успех в том, что отбирают очень талантливых людей, они ничего не понимают в образовании, но за счет природного интеллекта очень быстро учатся. Эта модель работает не только для элитных студентов, есть программы, когда студентов на весь пятый курс устраивают в школу, они там работают, по вечерам учатся. Это очень эффективно.

– Результат практики зависит от школы – правильному преподаванию можно научиться только в хорошей школе. Школы должны быть в тесном контакте с факультетом, который посылает студентов. Это очень трудно сделать. Должна быть система взаимодействия, общие семинары, разговоры.

– Оценки эффективности преподавания с помощью видеопортфолио. Студенты снимают на видео свои уроки и сдают преподавателям. Но здесь возникает вопрос, кто и когда это будет смотреть.

– Видеоколлекции и виртуальные практики. Возможность посмотреть видео под руководством методиста, который объясняет, что происходит на уроках. Если говорить о виртуальных практиках, то это когда через вебкамеры студенты могут наблюдать, что происходит в том или ином классе, без необходимости физического присутствия.

– Стимулирующая оплата труда, «Эффективный контракт» в РФ. Пробуется во многих странах. Результаты пока очень смешанные. В России по заказу министерства образования провели большой срез, что происходит с эффективным контрактом. Несмотря на то, что все слышали, понимания, что это, в стране нет. В экспертом сообществе одно понимание, на местах совершенно другое, в министерстве третье.

На российское образование обрушились четыре разных реформы, и мы никогда не узнаем, какая из них оказывает воздействие. Было повышение зарплаты учителям, майские указы президента 2012 года, есть эффективный контракт как способ новой системы оплаты труда, у нас новые ФГОСы – все это происходит параллельно. Как это повлияло на качество образования измерить не удалось. Как мы можем платить за результаты, если не умеем их измерять. Поэтому пишут, столько-то утренников провести, вывезти детей на две экскурсии. Это дополнительная работа, но мы не знаем, как она связана с образовательными результатами.

– Второе и третье поколение стандартов. ФГОСы, которые у нас разрабатываются, может быть даже дальше пошли по внедрению компетенций 21 века, чем в других странах. Никто толком не знает, что это такое, просто мы понимаем, что в новой экономике, в которой оказывается большинство развитых стран, старые модели школы не очень подходят. Образование Советского Союза было предназначено для индустриального общества, сейчас у нас постиндустриальное общество, все это плохо работает. Многие страны переходят на поколения стандартов, когда упор делается на умение учиться, потому что мы не можем больше никому гарантировать работу на всю жизнь. Во всех странах есть проблемы с коммуникацией, с тем, как люди работают в командах. Раньше образование было нацелено на рутинные когнитивные операции (рассчитать, высчитать, написать простой текст). Это на современном рынке труда пользуется все меньшим спросом.

Общие нерешенные проблемы

– Умения 21 века. Никто не знает, что это.

– Стоимость полноценной практики. Никто не знает цену, которую надо платить за полноценную практику. Посылать несколько раз в неделю педагогов смотреть уроки студентов очень дорого, а это работает только, если урок смотрит тот, кто преподавал методику.

– Интеграция педагогических программ вузов со школами.

– Двойной негативный отбор. Только в Финляндии, Сингапуре и частично Франции лучшие выпускники лучших школ идут в учительскую профессию.

– Относительно низкие зарплаты. Ограничивает приток новых людей.

– Трудность оценки труда учителя. Научить учителей оценивать свой урок.

– Никто не знает, как улучшить качество программ. Улучшить качество за счет аккредитации еще никому не удалось.