Представлены результаты проекта «Глобальное будущее образования»

21.10.2015

Профессор практики Московской школы управления «СКОЛКОВО» Павел Лукша представил результаты проекта «Глобальное будущее образования». Какие модели образования сложатся в ближайшие 20 лет?

Проект «вырос» из пятилетней работы по форсайту образования, который проходил под руководством Павла Лукши при поддержке Агентства стратегических инициатив, МШУ «СКОЛКОВО», Института образования НИУ ВШЭ, Сколковского института науки и технологий и Томского государственного университета.

В числе базовых компетенций XXI века автор доклада назвал: управление концентрацией и вниманием, системное проблемно-ориентированное мышление, способность работать в междисциплинарной сфере, понимание глобальных проблем, навыки управления своим здоровьем, умение заботиться об окружающей среде, навыки программирования, способность учиться и переучиваться в течение всей жизни, этический подход к работе и жизни в обществе.

Через три–пять лет, по словам Павла Лукши, в мире начнется бум массовых открытых онлайн-курсов – дистанционного образования для всех желающих. «Паспорта компетенций» займут место дипломов. Получат развитие «биржи талантов» – инструмент инвестиций в образование. А через семь–десять лет, по прогнозу Лукши, появится много виртуальных наставников – тьюторов – и «менторских сетей», а процесс обучения можно будет «контролировать с помощью нейроинтерфейсов».

В дополнение к имеющимся образовательным институтам идут новые. И обучение в будущем возможно в сообществах, в формате команды. Через 15–20 лет игра и командная работа станут доминирующими формами образования и социальной жизни, полагает автор. Появятся «сетевые песочницы» – сетевые сообществ школьников, студентов на основе научных и DIY-клубов.

Признание игры в качестве нормы, образа жизни проявляется и в том, что игры массово включают в образовательные курсы, проекты и экзамены.

Такие перемены в образовании, по мнению автора, предопределены торжеством технологий, давлением глобальной конкуренции, инновациями внутри самой образовательной системы и новыми запросами со стороны основных заказчиков – государства, бизнеса и семей учащихся.

Павел Лукша назвал «виновников» новой реальности: Интернет, технологические стартапы в образовании, гиперконкуренция и быстрое развитие отраслей, требующих «надпрофессиональных компетенций». Прогнозисты предсказывают рост доли «самостоятельных учеников», которые сами же и планируют свою образовательную траекторию.

В ходе доклада была представлена интерактивная карта форсайта «Образование 2035». Эта карта – результат пятилетней работы свыше 5000 инноваторов и экспертов в области образования.

Интерактивная карта показывает основные тренды, тенденции, форматы нового образования и технологии, которые влияют на изменение образовательных моделей. 

По информации «Независимой газеты» и сайта Агентства стратегических инициатив

Добавить комментарий