Художественный музей приглашает

24.11.2015

До 29 ноября работает выставка «Резцу покорны вымыслы поэта». 

На выставке представлены работы мастеров книжной графики, работавших с Новосибирским издательством в ХХ веке. Проводится совместно с Городским Центром истории Новосибирской книги.

Экспозицию открывает графика московского художника Сергея Рубцова. История Древней Руси была главной темой его творчества. На выставке представлены его иллюстрации к «Рассказам начальной русской летописи» и миниатюрное издание «Слово о полку Игореве», уникальное тем, что художник не только создал рисунки в древнерусском стиле, но и воспроизвел весь текст «Слова…» вручную.

Книжная иллюстрация первой половины ХХ века представлена «пушкинскими» акварелями известного новосибирского художника Григория Ликмана.

Пушкинский мир на выставке вообще разнообразен: офорты Николая Домашенко к миниатюрному изданию «Руслан и Людмила», постраничное иллюстрирование романа «Евгений Онегин» Энгелем Насибулиным и озорные, яркие гравюры на картоне Эдуарда Гороховского к «Сказке о попе и работнике его Балде».

К русской литературе XIX века обратился новосибирский художник Спартак Калачев, проиллюстрировав поэтические повести о любви И.С. Тургенева. Графика этого художника универсальна. Она доступна любому зрителю, молодому и старому, опытному и только начинающему знакомиться с этим видом искусства. Им оформлен не один десяток книг. На выставке представлен любимый жанр художника – детская книга: Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», Вильгельм Гауф «Маленький Мук» и А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Издания с иллюстрациями художников Г. Ликмана, С. Рубцова, Н. Домашенко, Э. Насибулина, Э. Гороховского и С. Калачева влились в многоводное книжное море, образовав в нем самобытное течение.

История книги неотделима от нашей цивилизации. Рукописная и печатная, созданная на дорогом пергаменте и скромном бумажном листе, она составила значимую часть всемирного культурного наследия.

Каждый художник, работающий над книгой, немного актер. Чтобы зрительно представить героев, необходимо поистине актерское умение «вжиться» в книгу, проникнуть в её внутренний мир.

Выставка «Резцу покорны вымыслы поэта» адресована прежде всего школьникам, но безусловно станет прекрасным подарком и для всех людей, которые в наш век цифровых технологий не утратили трепетного отношения к книге, которые с гордостью относят себя к категории «читателей».

С 13 Ноября в музее работает выставка Юрия Холдина «Вечный полдень Дионисия» Фонда «Фрески Руси».

Имя Дионисия стоит в ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублёвым. Современник Микеланджело и Леонардо да Винчи, он был самым знаменитым «начало художником» Святой Руси, очень плодовитым, но из громадного обилия его творений в целостности до нашего времени дошло только одно, да и то – в далёкой российской глубинке, в маленькой деревне под Вологдой. Это фрески Ферапонтова монастыря – одна из самых загадочных и притягательных жемчужин нашей «Северной Фиваиды». Чудом кажется уже то, что 300 композиций, в такой невероятной для 500-летней истории полноте, сохранились в условиях сурового климата русского Севера почти в первозданности. Не менее поразительно, что они не поновлялись за всё время своего существования, их никогда не касалась кисть другого художника – реставрация была, но очень деликатная – снимали «пыль веков», не затрагивая красочного слоя. Эти фрески, принадлежащие кисти великого художника, работавшего здесь с сыновьями – вершинное достижение искусства Золотого века иконописи на Руси второй половины XV века, в них – целая энциклопедия православной культуры времён её наивысшего расцвета.

Сегодня ферапонтовский цикл называют «огромной объёмной иконой, матрицей для будущего России». Но в соответствии с объективными требованиями музейного режима для сохранности фресок доступ к древнейшему стенописному оригиналу ограничен до 15-30 минут посеансовых посещений с экскурсионной или небольшой паломнической группой. Но не только малодоступность и удалённость от культурных центров этого маленького северного собора никогда прежде не позволяла все композиции Дионисия показать зрителю. Внимательное, осмысленное рассматривание стенописи, последовательное изучение всей её программы – проблема, с которой никогда прежде не работали специалисты визуального искусства. Вопрос аутентичного представления перед зрителем объёмного пространства со стенописными образами оказался закрытым: результат копирования и полиграфического тиражирования памятника, накопившийся за весь ХХ век лишь подтвердил недостижимость столь важной цели. Такая возможность появилась лишь в начале XXI столетия благодаря 12-летнему подвижническому труду Юрия Холдина (1954-2007), ставшему настоящим фотооткрытием фресок Дионисия для широкой современной публики. На сегодняшний день его подход, как любое художественное явление, единичен. Но постепенно становится всё очевидней, что проект Холдина требует пристального изучения уже по той причине, что это единственно возможный путь представления уникального памятника, особо охраняемого государством объекта культурного наследия народов России и внесённого в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Также предлагаем вам посетить наши занятия с мастер-классами.