Детский сад – не просто место для присмотра и ухода за детьми

03.07.2017

В последние годы дошкольное образование стало объектом пристального внимания. Говорили о том, что не хватает мест в детских садах. Не забывали про качество. Несколько лет назад вышел федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,  который отменил занятия, являющиеся долгое время предметом гордости ученых и практиков. О том, какие проблемы решают современные педагоги, вопросах преемственности, новых формах и задачах дошкольного образования, а также развитии инклюзивной практики в нашем городе мы поговорили с Татьяной Дмитриевной Яковенко, заведующей отделом профилактической работы с образовательными организациями, семьёй и детьми МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», доцентом кафедры педагогики и психологии Института естественных и социально-экономических наук НГПУ.

Татьяна Дмитриевна, долгое время главной проблемой дошкольного образования было недостаточное количество мест в детских садах. В начале 2016 года Новосибирск отчитался о 100% доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Действительно ли, на Ваш взгляд, в настоящее время эта острейшая проблема утратила свою актуальность?

– За последние годы удалось сделать невероятно много для обеспечения доступности дошкольного образования в нашем городе: были использованы все возможности для того, чтобы дети в возрасте от 3 до 7 лет могли посещать дошкольные образовательные организации и получить дошкольное образование, которое, согласно Закону «Об образовании в РФ», рассматривается как полноценный - первый уровень общего образования. Строились новые детские сады, реконструировались, увеличиваясь по мощности, старые; открывались группы при школах, где были созданы соответствующие условия. Получила своё развитие такая форма, как группы кратковременного пребывания. И, конечно, в систему муниципального образования были возвращены, приведены в порядок и оборудованы всем необходимым здания детских садов, которые долгие годы эксплуатировались какими-то другими организациями. Большая работа по решению такой социально-значимой задачи была проделана департаментом образования и мэрией города Новосибирска. Но ещё есть над чем работать, учитывая тот факт, что в Новосибирской области достаточно хорошая рождаемость, и конечно, молодые родители заинтересованы в том, чтобы делать карьеру, зарабатывать средства для достойной жизни, а детям дать хорошее дошкольное образование.

– Один из вариантов решения проблемы доступности – это развитие вариативных организационных форм дошкольного образования. Что это за формы и существуют ли они в нашем городе?

– Учитывая разнообразие потребностей родителей как основных заказчиков образовательных услуг, муниципалитет в последние годы придаёт действительно большое значение развитию вариативных форм дошкольного образования. Сегодня в муниципальной системе дошкольного образования функционируют группы кратковременного пребывания: это и адаптационные группы, и группы выходного дня, и очень популярные у родителей группы подготовки к школе, группы оздоровительной направленности, группы развития. Кроме того, сегодня работают такие новые формы дошкольного образования, как центр игровой поддержки для детей раннего возраста, начинает складываться служба ранней помощи. Созданы консультативные пункты для родителей, в которых они могут получить бесплатную консультативную помощь, где ребёнок может быть продиагностирован специалистами и вовремя могут быть выявлены какие-то нарушения развития или риски. В системе дошкольного образования существуют и семейные детские сады, которые тоже рассматриваются как одна из вариативных форм.

Особо нужно сказать о том, что в последние годы большое внимание уделяется обеспечению доступности образования для особой категории детей – с ограниченными возможностями здоровья. Для них создаются группы кратковременного пребывания «особый ребёнок», лекотеки, группы в детских садах компенсирующей направленности. Набирает силу инклюзивное образование: дети с особенностями в развитии посещают группу вместе со своими нормативно развивающимися сверстниками. При этом для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные образовательные условия, предполагающие, в частности, психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальные или групповые коррекционно-развивающие занятия, а также безбарьерную среду.

– В настоящее время особое внимание уделяется организации крупных образовательных комплексов, объединяющих дошкольную, начальную ступени, а также ступени основного общего и среднего полного образования. В школах активно создаются дошкольные группы. Эффективно ли всё это, на Ваш взгляд? И насколько актуален вопрос преемственности дошкольного и школьного образования?

– Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием всегда рассматривалось в качестве актуальной задачи. Сказать, что она решена сегодня в полной мере, было бы очень смело. Но делается в этом направлении немало. Сегодня большинство руководителей понимают, что важно обеспечить преемственность на уровне программ, принципов. Но часто эти вопросы решаются несколько формально. Часто преемственность понимается как установление достаточно поверхностных контактов между детским садом и школой: дети подготовительной группы несколько раз за год посещают школу, которая территориально находится рядом, бывают на каких-то праздниках, в классе на уроке, могут познакомиться со своей будущей учительницей. Учитель начальных классов тоже посещает детский сад, иногда проводятся семинары, круглые столы, на которых педагоги эти вопросы обсуждают.

Но, действительно, подлинная преемственность обеспечивается в больших образовательных комплексах, в образовательных центрах, где детский сад является естественной первой ступенью образования. Учителя данной школы знают программы дошкольного образования, понимают, на какие достижения дошкольного возраста они могут опереться в своей работе. В то же время педагоги детского сада более отчётливо осознают, что собою представляет сегодняшняя начальная школа, каковы ожидания учителей, что значит сегодня «хорошо подготовить ребёнка к школе». Компетентные воспитатели хорошо осознают, что одна из главных задач современного детского сада - обеспечение, прежде всего, психологической готовности к школе, предпосылок для освоения ребёнком учебной деятельности.

В качестве примера приведу образовательный центр – школа №4 с детским садом, где многие годы реализуется программа, которая потом продолжается в начальной школе.

– Часто обсуждаемая проблема – реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Как идёт процесс внедрения в нашем городе? Можно ли уже назвать первые значимые результаты? Какие проблемы возникают у педагогов в связи с реализацией стандарта на практике?

– Долгое время школьные педагоги размышляли: «Что же нас ждёт с введением стандарта? Не превратится ли детский сад в казённое учреждение, где все аспекты жизнедеятельности детей будут жёстко стандартизированы?» Теперь мы понимаем, что создан хороший стандарт. Как обозначил  руководитель группы, которая вела разработку стандарта, Александр Григорьевич Асмолов, доктор психологических наук, – это «стандарт для ребёнка и ради ребёнка». Он определяет требования не к ребёнку дошкольного возраста, а к дошкольному образованию: к тем программам, которые разрабатывают детские сады, к условиям реализации этих программ. Результаты освоения программ представлены в виде целевых ориентиров, то есть возможных возрастных достижений ребёнка при условии создания благоприятной среды, при условии, что все требования к программам и их реализации будут соблюдены.

Сегодня детские сады, опираясь на стандарт, на те примерные программы, которые появились на сайте ФИРО в своё время, разработали свои основные общеобразовательные программы. Для детей с ограниченными возможностями здоровья – адаптированные образовательные программы. Идёт работа по осмыслению содержания деятельности, и самым актуальным является вопрос качества дошкольного образования. Что понимать под качеством, как оценивать?

Образовательный стандарт, конечно же, предъявил новые, очень высокие, требования к профессиональной компетентности воспитателя, к их профессиональной позиции, к личностным качествам и умениям.

По сути дела, воспитатели сегодня должны уметь то, чему их в своё время специально не учили. Во-первых, анализировать, опираясь на научные психологические знания, социальную ситуацию развития каждого конкретного ребёнка, определять зону его актуального и зону ближайшего развития и создавать условия для развития и индивидуальности ребёнка, и инициативности, и самостоятельности – в детских видах деятельности, специфических для каждого возраста. Это очень сложная задача.

Кроме того, сегодня воспитатели должны уметь оказывать психолого-педагогическую поддержку каждому ребёнку и всей группе, обеспечить своей группе условия для сохранения не только физического, но и психического здоровья – через организацию общения, совместной деятельности, пространственно-предметной среды. Раньше эта задача ставилась перед педагогами-психологами.

Многим воспитателям сложно работать, поскольку стандарт потребовал отказаться от традиционных занятий учебного типа, и то, что называется сегодня в детском саду непосредственно образовательной деятельностью, должно выглядеть для ребёнка как совместная со взрослым и сверстниками деятельность: игровая, конструктивная, изобразительная, музыкальная и т.д.

Это значит, что воспитателям предстоит действительно отказаться от своей позиции главного источника информации, главного эксперта. Необходимо научиться быть для ребёнка партнёром, заинтересованным собеседником, старшим опытным другом.

Стандарт «восстанавливает» в правах детскую игру и опытно-экспериментальную деятельность. И меня, например, как психолога, это очень радует. Это не занятие школьного типа – «я расскажу вам, а потом задам вопросы». Великий Выготский писал: ребёнок обучается играя, рисуя, экспериментируя, ставя опыты, конструируя.

Очень сложная задача, которая пока, как мне кажется, не решается успешно, хотя мы много об этом говорим в последнее время, – это установление партнёрских отношений с родителями. Стандарт ориентирует педагога на установление отношений сотрудничества, а не конфронтации и не доминирования над родителями. Сотрудничество – это  сложная технология, которую сегодня воспитатели должны осваивать.

Ещё одна непростая задача сегодня – научиться работать с группой детей, которую посещают разные категории детей: как дети с условной нормой развития, так и дети с какими-либо нарушениями. Практика инклюзивного образования должна развиваться. Просто пребывание «необычного» ребёнка в группе еще не делает её инклюзивной. Инклюзия предполагает создание специальных образовательных условий, предполагает, что педагог владеет технологией организации совместной деятельности, создания благоприятного психологического климата в этой группе. Стандарт предъявил очень серьёзные требования, и если педагоги будут двигаться в этом направлении, мы можем говорить, что дошкольное образование поднимется на новый качественно иной уровень в своём развитии.

– В таком случае, появились ли новые подходы в подготовке педагогов?

– Замечательно, что понимание того, что нельзя педагогов оставить наедине с вышеупомянутыми задачами, пришло достаточно давно. Как только появился проект стандарта, в нашем городе были выделены пилотные детские сады, которые начали работу под руководством преподавателей – специалистов различных образовательных структур, которые оказывали научно-методическую помощь. Это самые разные формы – от курсов повышения квалификации до семинаров-практикумов, круглых столов, научно-практических конференций, вебинаров. И если педагог внутренне психологически настроен на развитие, он сегодня имеет возможность получить информацию, необходимые навыки, развить свои личностные качества, приобрести новые профессиональные компетенции, которые позволят ему более успешно работать.

– Татьяна Дмитриевна, как вы уже сказали, большое внимание сегодня уделяется обеспечению доступности образования для особой категории детей. Как в нашем городе представлено инклюзивное дошкольное образование и каково Ваше отношение к инклюзии?

– Детям нужно расти вместе. Для детей с ограниченными возможностями здоровья – это способ более успешной социализации, для детей с условно-нормативным развитием – возможность научиться жить с «другими» сверстниками не в состоянии конфронтации, пренебрежения и презрения – а принятия как равных себе. Это возможность развития толерантности, эмпатии, способности содействовать и помогать тому, кто в этом нуждается. А для этого нужны условия.

В Новосибирске нарабатывается опыт организации инклюзивного образования. Полагаю, что всё-таки сегодня этот опыт успешней развивается в школах. И можно смело утверждать, что лучший инклюзивный опыт представлен в школах Новосибирской области. Это не случайно – 1 сентября 2011 года стартовал проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Педагоги школ области прошли курсы повышения квалификации, школы получили средства на создание доступной образовательной среды. Велась большая работа Областным центром диагностики и консультирования с руководителями этих образовательных учреждений по формированию понимания, что такое инклюзивное образование, каковы его задачи, ценности, принципы и технологии.

Серьезную роль в формировании инклюзивного образования в нашем городе и области сыграл педагогический университет, а именно: кафедра психологии и педагогики института естественных и социально-экономических наук, доцентом которой я являюсь. Эта кафедра, единственная в Сибири, готовит педагогов-психологов инклюзивного образования. У кафедры есть большой опыт организации так называемых Научных школ по вопросам инклюзивного образования, участниками которых были не только авторитетные специалисты по инклюзивному образованию, в том числе, и зарубежные, не только учёные, но и педагоги-практики. И, прежде всего, те руководители, учителя, которые вступили в этот проект в 2011 году.

Детские сады в этот проект, к сожалению, не вошли. Можно сказать, что сами руководители ряда дошкольных организаций, заинтересованные в развитии инклюзивного образования, предпринимали попытки перестроить работу своих детских садов, обращались за научно-методической помощью, в НИПКиПРО, в НГПУ, в ОЦДК и другие структуры, чтобы получить помощь, методическую и психологическую поддержку. Поэтому сегодня в городе есть дошкольные образовательные учреждения, где наработан достаточно успешный опыт подлинного инклюзивного образования.

Но в больше мере пока имеет место «дикая» инклюзия, когда в одной группе занимаются разные категории детей, но целенаправленной, продуманной, комплексной помощи дети с ограниченными возможностями здоровья порой не получают.

Часть детских садов, которые называют себя инклюзивными, ещё не наладили работу консилиумов. А без этого говорить об инклюзии нельзя, потому что работать по созданию условий возможно, только опираясь на командный принцип. Когда команда специалистов работает согласованно: обсуждает судьбу каждого ребёнка, вместе разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут, слаженно осуществляет коррекционно-развивающую работу, просветительскую работу по отношению к родителям и педагогам – только в этом случае можно говорить об инклюзивных условиях.

Таким образом, подытожу: о весомых результатах развития инклюзивной практики в муниципальном дошкольном образовании говорить ещё рано, но, безусловно – движение вперёд есть!

– Как мы знаем, Вы и городской центр образования и здоровья «Магистр», в котором Вы работаете, принимает активное участие в развитии инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях…

– Действительно, отдел профилактической работы с образовательными организациями, семьёй и детьми Городского центра здоровья и образования «Магистр» осуществляет научно-методическое консультирование ряда детских садов по развитию инклюзивной практики ещё с 2011 года. Отрабатывать модель инклюзивного дошкольного образования мы начали на базе детского сада № 406 «Алёнка» Ленинского района. Кстати, в начале этого учебного года этот опыт был представлен на Научной школе в НГПУ и получил высокую оценку профессионалов.

Благодаря совместной работе с педагогами-практиками у нас сложилось достаточно отчётливое представление, как должна быть организована жизнедеятельность детей, педагогическая деятельность и работа психолого-медико-педагогического консилиума в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении.

Сегодня мы курируем ещё ряд детских садов города, помогая в развитии инклюзивной практики. В настоящее время готовится один из сборников методических материалов для детских садов, в которых будет отражён позитивный опыт инклюзивного образования. Также мы проводим семинары, консультации, конференции разного уровня.

– Какие ещё направления деятельности реализует отдел профилактической работы с образовательными организациями, семьёй и детьми городского центра здоровья и образования «Магистр»?

– Вообще, одно из важнейших направлений городского центра образования и здоровья «Магистр» – это профилактика девиантного поведения. В отношении дошкольников не принято говорить о девиантном поведении – мы говорим о нарушении процессов социализации. Исходим из идеи о том, что если обеспечить полноценные условия для социализации ребёнка в период дошкольного детства, то снижается риск возникновения девиаций на последующих возрастных этапах. Поэтому вся работа отдела направлена на повышение компетентности педагогов в вопросах обеспечения условий для позитивной социализации, индивидуализации, развития личности ребёнка в соответствии с требованиями стандарта.

Работа ведётся по ряду направлений. Так, нами создан проект «Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в детских садах». Мы объединили вокруг себя более 30 детских садов, которые имеют очень интересный опыт здоровьесберегающей деятельности, и проводим раз в месяц городские педагогические мастерские, где конкретный детский сад представляет свой опыт, а все другие участники имеют возможность этот опыт обсудить, осмыслить и задать вопросы. Каждая мастерская очень тщательно готовится и в этом смысле становится формой повышения компетентности педагогов.

Ещё одно направление профилактической работы – это повышение родительской компетентности. Во-первых, мы уже не один год ведём курсы повышения квалификации для педагогов «Сотрудничество ДОУ и семьи». Новые подходы взаимодействия с родителями – вот, что должны понять наши слушатели: как сегодня строить диалог с родителями, что значит «партнёрские отношения», как может быть выстроена совместная деятельность, какие задачи мы можем и должны решать во взаимодействии с родителями. Такие курсы проходят один или два раза в год. И, нужно отметить, группа набирается моментально.

Второе – это ведение родительских клубов. Без ложной скромности скажу, что именно я была инициатором, организатором и являюсь постоянным ведущим нескольких родительских клубов в разных районах города. В Первомайском районе – на базе детского сада №97 действует «Семейная гостиная», в Калининском районе родительский клуб работает на базе детского сада №85, в Ленинском районе – на базе детского сада №406, в Кировском районе – на базе детского сада №4, в Октябрьском районе – это самый первый и масштабный родительский клуб – сегодня встречи в нём проходят на базе детского сада №303.

Кстати, в этом году у нас была очень интересная программа – слушателями родительского клуба были мамы-педагоги. Ведь зачастую они хорошо воспитывают чужих детей, видят, находят в себе силы, чтобы скорректировать что-то в развитии ребёнка, найти к нему подход. При этом у них не хватает сил, времени и терпения, чтобы что-то вовремя заметить в развитии собственного ребёнка, помочь ему в личностном развитии. И получается, что мамы-педагоги в воспитании своих детей зачастую допускают большее количество ошибок, чем «обычные» мамы. И когда молодым воспитателям была предложена такая программа, они с готовностью отозвались, и, нужно сказать, клуб прошёл на одном дыхании.

На каждой встрече было не менее 40 человек, и мы получили множество отзывов – слова благодарности, признания в том, что клуб помог посмотреть на себя со стороны, лучше понять собственного ребёнка, что-то скорректировать в детско-родительских отношениях.

Также мы проводим вебинары по приглашению Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, которые организуются ОблЦитом  для родителей дошкольников и школьников всей Новосибирской области. В частности, недавно мною были проведены два таких семинара по проблемам отношений ребёнка со сверстниками и по проблеме формирования интереса детей к книге.

Естественно, мы ведём индивидуальное консультирование родителей: ведь чем лучше родители справляются со своей функцией главных воспитателей, чем успешней создают дома развивающую среду для своего ребёнка, тем ниже риск возникновения разных вариантов отклоняющегося поведения на последующих возрастных этапах.

Как я уже сказала, большая и значимая часть работы – научно-методическое сопровождение инклюзивной практики. Кроме того, наш отдел курирует работу всех педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений. При отделе существует городское методическое объединение педагогов-психологов ДОУ, руководит им наш замечательный специалист Елена Ивановна Субботина.

К сожалению, сегодня не в каждом детском саду есть педагог-психолог, или не всегда у них есть возможность работать на полную ставку, при этом работы у психологов - «непочатый край» и очень большой спрос. Мы помогаем им в современных условиях осмыслить основные задачи деятельности педагога-психолога, направления работы, специфику психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, его семьи – через самые разные формы. У нас проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы. Очень популярным стал Фестиваль психологических идей, который прошёл в этом году уже четвёртый раз.

– Татьяна Дмитриевна, а какую проблему вы считаете наиболее острой в сфере дошкольного образования в Новосибирске? И есть ли у нашего города поводы для гордости?

– Как специалиста, меня огорчает, что ортопедические группы, а вместе с ними и огромная работа по профилактике серьёзных нарушений опорно-двигательного аппарата, по коррекции имеющихся у детей нарушений в двигательной сфере – уходят в прошлое. В своё время городской центр здоровья и образования «Магистр» имел к этому самое прямое отношение, в частности, был инициатором открытия таких групп. Также здесь велось обучение педагогов, курсы повышения квалификации, работала ортопедическая комиссия. Нужно сказать, что Новосибирск по показателям уровня ортопедической патологии имел достойные результаты. Хотелось бы, чтобы сегодня с закрытием ортопедических групп практика такой помощи детям не забылась.

Острой проблемой остаётся достаточно высокая наполняемость групп в детских садах, которая, конечно же, препятствует, в подлинном смысле слова реализации индивидуального подхода, развитию индивидуальности ребёнка, как это предусмотрено стандартом.

Как я уже сказала, практика инклюзивного дошкольного образования не является столь успешной, чтобы можно было говорить об этом, как об очень значимом социальном и образовательном феномене.

При этом, безусловно, нам есть чем гордиться! Во-первых, за последние годы у нас появилось огромное количество замечательных детских садов с руководителями нового типа, с проектным мышлением, инициативных и творческих; а это значит – за ними стоят развивающиеся педагогические коллективы.

Радует то, что в дошкольном образовании выстраивается система методической помощи на всех уровнях – от уровня образовательного учреждения до городского – для всех категорий работников.

Необходимо отметить и то, что в последнее время мы продвинулись в понимании того, что родители – очень значимые участники образовательного процесса, и сегодня ведётся поиск эффективных форм сотрудничества с ними, вовлечения родителей в жизнь детского сада, повышения родительской компетентности. Радует, что часть педагогов хорошо понимают, что и у родителей есть чему поучиться.

Развиваются вариативные формы дошкольного образования, таким образом разные категории семей имеют возможность удовлетворить свои потребности в образовательных услугах.

Стандарт предоставил такую возможность – и при разработке образовательных программ каждый детский сад создавал свою вариативную часть, которая отражает его своеобразие, сложившиеся традиции, устремления педагогов, социокультурную ситуацию, наши климатогеографические условия. И сегодня в Новосибирске много детских садов со своим «особым, неповторимым лицом».

Хочется отметить ещё один значимый момент – в последние годы вопросы дошкольного образования обсуждаются на самом высоком уровне – на уровне государственной образовательной политики. Дошкольное образование, согласно закону «Об образовании» – первый полноценный уровень общего образования. И на сегодняшний день уже никто не смотрит на детский сад просто как на место присмотра и ухода за детьми.

Сегодня, как мы уже говорили выше, к детскому саду предъявляются очень высокие требования, но проявляется и уважение. Мне кажется, его стало намного больше к педагогам, которые трудятся в системе дошкольного образования, и в целом – к системе дошкольного образования, сложившейся много десятилетий назад и постоянно развивающейся.

Ведь она никогда не находилась в состоянии стагнации. В этой системе всегда трудятся люди, по-настоящему преданные своей профессии, любящие маленьких детей, хорошо чувствующие и понимающие душу ребёнка, умеющие играть, общаться, вместе с детьми конструировать, лепить, рисовать и экспериментировать.

Это особая категория педагогов – в них самих есть частичка детства, особая чистота восприятия мира, доверие и открытость миру, которое, надо сказать, и притягивает к ним детей. И меня очень радует, что в дошкольном образовании такие педагоги были всегда, есть и сегодня!

Водопьянова Мария