Модель муниципальной методической службы города Новосибирска

08.08.2017

Актуальность

Одним из приоритетных направлений развития системы образования является достижение современного качества образования, отвечающего за­просам инновационной экономики. Это в свою очередь предполагает динамичное наращивание творческого, профессионального потенциала, мастерства педагогиче­ских кадров.

В то же время обеспечение профессионализации деятельности руководителя и (или) педагога не может быть локализовано и в системе методической работы школы, которая часто замыкается на собственном педагогическом опыте, что ограничивает возможности работников системы образования в развитии профессиональной компетентности.

Следовательно, в условиях модернизации образования возрастает роль муниципальной методической службы как фактора развития образовательной системы в целом.

Актуальность изменений в организации муниципальной методической службы обусловлено следующим рядом несоответствий между:

  • открытостью образования, усилением в педагогической практике интеграционных процессов и отсутствием научно обоснованных интегративных моделей муниципальных методических служб, а также интегративных критериев и показателей эффективности их деятельности;
  • необходимостью модернизации муниципальных методических служб и несовершенством нормативно-правового, экономического, кадрового обеспечения их деятельности, а также недостаточностью научно обоснованных методологических подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне.

Методическая служба города Новосибирска сегодня определяет основой своей деятельности со­действие развитию инновационного потенциала му­ниципальной системы образования, создание эф­фективных механизмов и условий для повышения профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров.

Становится очевидным, что основой модернизации методической службы является ее инновационная модель, необходимость формирования которой очевидна. Инновационный характер модели проявляется в том, что она должна быть стратегически ориентирована на развитие:

  • способности руководителей и педагогов к успешной адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, к освоению инноваций в образовании, полноценной профессиональной и личностной самоорганизации, к самообразованию, самосовершенствованию;
  • готовности образовательных учреждений к освоению педагогических инноваций; разработке и реализации собственных продуктивных идей; ведению инновационной деятельности, построению перспектив собственной деятельности;
  • гибкости, восприимчивости к новизне, чувствительности к потребностям и возможностям образовательных учреждений муниципальной системы образования.

Цели и задачи ММС

Основные идеи обновленной модели ММС.

  • Понимание ММС как системы взаимодействия всех ее субъектов.
  • Организация муниципальной методической службы на условиях сетевого взаимодействия.
  • Создание разноуровневой модели муниципальной МС.
  • Реализация новых подходов к повышению квалификации педагогических и руководящих работников
  • Формирование экспертного сообщества.
  • Организация методического консалтинга.

Таким образом, целью формирования новой модели муниципальной методической службы является консолидация усилий всех ее субъектов, направленных на создание необходимых условий для обеспечения повышения качества и эффективности работы системы образования и образовательных учреждений города Новосибирска.

Новые функции методиста

В целом развитие городской методической службы можно определить следующими этапами:

  • в 70-90-е годы методист – это и предметник, учитель учителей, наставник, передающий свой профессиональный опыт учителя-практика своим коллегам;
  • в 2000 годах методист – это партнер, «маяк», который сопровождает учителей и воспитателей в выборе индивидуального маршрута профессионального развития, нацеленный на сотрудничество и сотворчество с педагогом;
  • в XXI века методист – это аналитик, модератор, менеджер, маркетолог, «виртуальный методист», методист-тьютор, методист-эксперт, методист-консультант, методист-исследователь.

ГЦРО