Модель муниципальной методической службы города Новосибирска
Актуальность
Одним из приоритетных направлений развития системы образования является достижение современного качества образования, отвечающего запросам инновационной экономики. Это в свою очередь предполагает динамичное наращивание творческого, профессионального потенциала, мастерства педагогических кадров.
В то же время обеспечение профессионализации деятельности руководителя и (или) педагога не может быть локализовано и в системе методической работы школы, которая часто замыкается на собственном педагогическом опыте, что ограничивает возможности работников системы образования в развитии профессиональной компетентности.
Следовательно, в условиях модернизации образования возрастает роль муниципальной методической службы как фактора развития образовательной системы в целом.
Актуальность изменений в организации муниципальной методической службы обусловлено следующим рядом несоответствий между:
- открытостью образования, усилением в педагогической практике интеграционных процессов и отсутствием научно обоснованных интегративных моделей муниципальных методических служб, а также интегративных критериев и показателей эффективности их деятельности;
- необходимостью модернизации муниципальных методических служб и несовершенством нормативно-правового, экономического, кадрового обеспечения их деятельности, а также недостаточностью научно обоснованных методологических подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов на муниципальном уровне.
Методическая служба города Новосибирска сегодня определяет основой своей деятельности содействие развитию инновационного потенциала муниципальной системы образования, создание эффективных механизмов и условий для повышения профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров.
Становится очевидным, что основой модернизации методической службы является ее инновационная модель, необходимость формирования которой очевидна. Инновационный характер модели проявляется в том, что она должна быть стратегически ориентирована на развитие:
- способности руководителей и педагогов к успешной адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, к освоению инноваций в образовании, полноценной профессиональной и личностной самоорганизации, к самообразованию, самосовершенствованию;
- готовности образовательных учреждений к освоению педагогических инноваций; разработке и реализации собственных продуктивных идей; ведению инновационной деятельности, построению перспектив собственной деятельности;
- гибкости, восприимчивости к новизне, чувствительности к потребностям и возможностям образовательных учреждений муниципальной системы образования.
Цели и задачи ММС
Основные идеи обновленной модели ММС.
- Понимание ММС как системы взаимодействия всех ее субъектов.
- Организация муниципальной методической службы на условиях сетевого взаимодействия.
- Создание разноуровневой модели муниципальной МС.
- Реализация новых подходов к повышению квалификации педагогических и руководящих работников
- Формирование экспертного сообщества.
- Организация методического консалтинга.
Таким образом, целью формирования новой модели муниципальной методической службы является консолидация усилий всех ее субъектов, направленных на создание необходимых условий для обеспечения повышения качества и эффективности работы системы образования и образовательных учреждений города Новосибирска.
Новые функции методиста
В целом развитие городской методической службы можно определить следующими этапами:
- в 70-90-е годы методист – это и предметник, учитель учителей, наставник, передающий свой профессиональный опыт учителя-практика своим коллегам;
- в 2000 годах методист – это партнер, «маяк», который сопровождает учителей и воспитателей в выборе индивидуального маршрута профессионального развития, нацеленный на сотрудничество и сотворчество с педагогом;
- в XXI века методист – это аналитик, модератор, менеджер, маркетолог, «виртуальный методист», методист-тьютор, методист-эксперт, методист-консультант, методист-исследователь.
ГЦРО