Почти 40% учителей не используют в процессе обучения онлайн-инструменты

27.01.2022

Почти 40% учителей не используют в процессе обучения онлайн-инструменты, свидетельствует тематическое исследование Федерального института развития образования РАНХиГС. Примерно столько же (39%) оценивают свое умение применять информационные технологии в преподавании на «удовлетворительно» или ниже.

Элементы дистанционного обучения и цифровые технологии на своих уроках практически не используют 37,3% российских учителей. Об этом свидетельствуют данные мониторинга цифровой компетентности учителей ФИРО РАНХиГС.

Это следствие относительно низких знаний преподавателей о современных цифровых технологиях и возможности использовать их как на уроках, так и при дистанционном обучении. В ходе опроса учителя сами оценивали собственные знания в этой сфере. Выяснилось, что «отличниками» себя считают лишь 18% преподавателей, «хорошистами» – 43%, а в отстающих – остальные 39%. При этом, даже обладая теоретическими знаниями, некоторые учителя не умеют применить их на практике.

«Есть несколько проблем, влияющих на то, что часть преподавателей не используют в своей работе цифровые инструменты. Эти проблемы можно разделить на несколько групп: психолого-педагогические, методические, организационные, технические», – поясняет автор исследования, директор Центра персонализации и социализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.

Психолого-педагогический фактор зачастую связан с тем, что до сих пор не существует единого понимания, что такое цифровизация образования, говорит Наталья Тарасова. Один учитель подразумевает под этим термином дистант, а другой считает, что в эту концепцию вписывается периодический показ презентаций на уроке. К тому же есть педагоги, которые попросту не хотят изменений и мечтают вернуться к традиционным методам преподавания.

С организационными проблемами пришлось столкнуться педагогам в регионах. Сегодня существует крайне мало общероссийских ресурсов, а регионы отличаются друг от друга по уровню онлайн-площадок.

Кроме того, установили авторы исследования, учителям не хватает методической базы и научно-методического сопровождения. Тематика, содержание, а главное, формы и методы повышения квалификации педагогов продемонстрировали архаичность и несоответствие современной образовательной ситуации, когда успешно работавшие в классе методики при онлайн-обучении утратили свою эффективность.

Даже насыщенные программы подготовки, рассчитанные на 72 часа, не способны в полной мере подготовить педагога к применению цифровых технологий в своей работе, отметила Наталья Тарасова.

При резко возросшей потребности учителей в курсах повышения квалификации, они тем не менее часто не обеспечивают ожидаемого результата. Это происходит в силу существующего формального подхода к проектированию образовательных программ и выбору технологий их реализации.

Решить эту проблему, по мнению авторов, можно за счет индивидуального подхода к педагогам, изменения содержания программ и повышения уровня материально-технической базы.

Сегодня в регионах появились Центры непрерывного профессионального мастерства педагогов, и это определенная подвижка: они могут дать педагогам недостающую часть методической базы. Однако результат их работы оценить пока сложно – для это в ФИРО проводят отдельное исследование.

НООС

Добавить комментарий