Новосибирск и кино – вместе и навсегда

19.09.2012

465    Вышла в свет новая книга Виктора Ватолина «Кино в Сибири. Люди. События. Факты. 1896-2012».
   Имя Виктора Ватолина хорошо известно знатокам кинопроизводства и всем, кто интересуется историей кино. И все же, стоит представить этого человека, который всю свою жизнь посвятил изучению сибирского кинематографа, буквально вытащив из небытия многие забытые имена, оставившие след в истории кино.
   Сценарист, журналист, историк кино. Член Союза кинематографистов РФ и Союза журналистов России. С 1972 года в течение 17 лет – главный редактор студии «Новосибирсктелефильм». В 1989-1994 годах – главный редактор студии «Обь-фильм» ТПО «Обь» Западно-Сибирского отделения Союза кинематографистов РФ. С 1996 года – научный сотрудник Новосибирского государственного краеведческого музея. По сценариям Ватолина снято более 60 документальных фильмов, он является автором серии книг о кинематографистах Сибири – «Синема в Сибири», «Люди-вехи новосибирского кино» и других.
   И вот появилась его новая книга ««Кино в Сибири. Люди. События. Факты. 1896-2012». Это солидное издание по праву претендует на своеобразную энциклопедию, где можно найти ответ на любой вопрос из истории сибирского кино. Ее интересно не только читать, но и рассматривать многочисленные документы и фотографии, которые взяты автором их фондов Государственного архива Новосибирской области, Новосибирского государственного краеведческого музея, Западно-Сибирской студии кинохроники, Музея истории кинофикации и кинопроката Новосибирской области и личных архивов новосибирских кинематографистов.
   По структуре книга делится на три части: Очерки истории сибирского кинематографа 1896-2012, История новосибирского кинопроката, О роли личности.

По просторам Сибири

   В первой части автор прослеживает путь сибирского кинематографа со времени его появления в Сибири (и в Новосибирске, в частности) до наших дней. Не стоит удивляться, но «Новосибирск и кино – почти ровесники, – пишет Виктор Ватолин. – Город всего тремя годами старше своего кинематографа». Город выскочка и тут опередил своих именитых соседей – губернские города Томск, Красноярск, Иркутск.
   Напомним, день рождения кино в мире отмечают 28 декабря 1895 года, когда братья Люмьер в Париже устроили демонстрацию своего изобретения – кинематографа.
   И уже через год (1896 год) на Нижегородской выставке Федот Фаддеевич Махотин приобретает киноаппарат для Ново-Николаевска. Виктор Ватолин много лет посвятил, чтобы разгадать «загадку Ф.Ф. Махотина», буквально по крупицам собирая  факты его биографии. «А ведь в том, что Новосибирск стал заметным кинематографическим очагом России, своей кинодокументалистикой даже вкусив европейской известности, есть совсем не маленький вклад Федота Фаддеевича самобытного человека, талантливого предпринимателя, рьяного ревнителя культуры и просвещения, первого городского кинооператора, словом – кинематографиста, как он сам себя называл. Одного из зачинателей этой славной профессии в Сибири, если быть уж совсем точным», – пишет автор книги. К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии этого человека, чтобы мы в лицо могли знать пионера кино в нашем городе. Единственная фотография, где можно рассмотреть силуэт Махотина на заднем плане, когда он сам снимал на камеру торжественное  шествие, которое продолжалось четыре часа, во время Праздника Революции 27 марта 1917 года. Через пять дней после съемок на экране махотинского кинотеатра, который находился в самом центре города, напротив Торгового корпуса, появилась лента «Великий Праздник Революции в Ново-Николаевске». Но, к сожалению, она не сохранилась. Для Махотина это был уже не первый опыт активной съемочной деятельности. Еще 1 февраля 1913 года к кинотеатру Махотина наблюдалось паломничество. Сверх программы зрителям предлагали посмотреть «Виды Ново-Николаевска». Вскоре следует вторая серия «Видов…», затем «Ново-Николаевские юбилейные торжества Дома Романовых», «Масленица в Ново-Николаевске», «Прогулка от Ново-Николаевска до Берска». «С весны 1914 года хроникальные выпуски Махотина становятся регулярными (раз, иногда – два раза в месяц) и подрастают в метраже», – рассказывает автор книги. Не дремлют и конкуренты: Антонио Дон-Отелло в Иркутске, Василий Поляков в Красноярске, Абрам Каплун в Омске, Серж Сиеркович в Томске, Евдокия Лебзина в Барнауле. Об их судьбе и вкладе в историю своих городов тоже пойдет речь в этой книге. Но вернемся к началу повествования.
   В книге «Кино в Сибири» Виктор Ватолин подробно останавливается на первых годах жизни кинематографа, триумфально шествовавшего по просторам Сибири. Его называли по-разному: «бродячий», «балаганный», «ярмарочный». Но суть сводилась к одному – владелец киноаппарата ездил с гастролями по всей Сибири-матушке. Автор книги дал более точное определение кинематографа тех лет – гастрольно-железнодорожный.
   Виктор Ватолин изучил кинорепертуар конца XIXвека. В основном это были киноленты, снятые французами: «Прибытие поезда», «Политый поливальщик», «В волшебном замке», «Уроки езды на велосипеде», «Сцены из новой греко-турецкой войны». Есть и английские фильмы: «Волны моря», «Защита знамени», «Бабушкина лупа» и т.д. Не заметно лишь американских лент. Но они еще возьмут свое.
   «Сибиряки на первых киносеансах вели себя так же, как и зрители в Москве и Париже – очень непосредственно. Скажем, на просмотре ленты «Прибытие поезда» при приближении локомотива из глубины кадра зал охватывало неподдельное смятение, а наиболее эмоциональные люди даже срывались со своих мест и пытались убежать в сторону от экрана».
   «Зритель той поры делится в Сибири на две части в зависимости от того, где ему доступно кино, что, в свою очередь, определяется его социальным положением. Первая часть, ее условно можно назвать «театральная», смотрит фильмы в респектабельных помещениях Общественного и иных собраний, театра, где происходит большинство киногастролей, она образованна и культурно подготовлена. Вторая – назовем ее «цирковой» – смотрит кино в шапито, балагане, устанавливаемом на базарной площади».
   В первое десятилетие XX века кинематограф прочно входит в жизнь сибиряков. Продажа билетов в электо-театры Ново-Николаевска значительно превышает  продажу билетов в цирк, театры, на танцевальные вечера. А томская газета «Сибирские отголоски» публикует интересную заметку, что выручка от продажи игральных карт значительно упала по городам губернии. Все дело было в повальном увлечении кинематографом. Основной зритель тех лет – молодежь: школьники, студенты, служащая интеллигенция. Среди «взрослой» публики – ремесленники, прислуга, мелкие служащие торговых и промышленных предприятий. В книге можно найти интересную информацию о первых кинотеатрах города Ново-Николаевска.
   Виктор Ватолин приводит много архивных материалов, газетно-журнальных публикаций по истории дореволюционного кино в Сибири: реклама, прошения, переписка, заметки.

«Лучшее достижение советской кинематографии»

   Годы после революции были чрезвычайно тяжелыми для кинематографии. Все понимали, что кино очень эффективно для агитации масс, но с созданием собственного кинопроизводства в Сибири дело почти не двигалось. И тут как снег на голову: в 1924 году в Новосибирске сняли художественный фильм «Красный газ», который кинокритики назвали «лучшим достижением советской кинематографии». Фильм был снят по роману Зазубрина «Два мира» к пятилетнему освобождению Новониколаевска от Колчака. И это ни какой-нибудь ролик или хроника, а полнометражный художественный фильм. Виктор Ватолин подробно описывает историю создания фильма, называет фамилии авторов, актеров, где снимали фильм и как к этому отнеслись обыватели. И хотя, это кажется неправдоподобно, но фильм «Красный газ» имел всероссийский успех. Значение его для будущего кино в Сибири просто неоценимо.

«Голливуд за Каменкой»

   Доказав, что в Сибири самим можно снимать фильмы, новосибирцы пошли дальше. С 1 ноября 1926 года начинает работу смешанное кинематографическое акционерное общество «Киносибирь» «для обслуживания культурно-просветительских потребностей населения Сибирского края путем организации и эксплуатации кинематографических предприятий и производства кинематографических фильмов». Создание этого акционерного общества для сибирских властей в условиях конца 1926 года, по мнению автора этой книги, «было шагом не просто смелым, но и, пожалуй, рискованным». Потому что политика государства в то время была уже направлена на создание жесткой государственной вертикали.
    «Киносибирь» создавалась на голом месте. Приходилось доставать и осваивать незнакомую в крае съемочную и осветительную технику». Однако первая экранная продукция «Киносибири» появилась уже через месяц после начала работы: киножурнал «В помощь земледельцу». Большую роль в рождении и становлении фильмопроизводства в Сибири сыграли Яков Задорожный и Павел Сворков. «Киносибирь» набирала обороты: помимо журналов («Сибирский альманах», «Сибирь на экране»), короткометражных фильмов («Показательный бой Красной Армии в Новосибирске», «Женский лагерь Осоавиахима»), появляются полнометражные художественные фильмы: «Конец Журавлихи», «Тунгус с Хэнычара», «Огненный рейс». Завистники называли арендуемый «Киносибирью» клуб на улице Добролюбова, где размещались съемочный павильон, монтажные комнаты – «Голливудом за Каменкой».
   Однако уже в конце1929 года для «Киносибири» настали тяжелые времена. «Акционерное общество, снявшее свои первые фильмы, обустроившее свою кинофабрику (студию), перешедшее к регулярному производству картин, вынуждено было самораспуститься». По предписанию столичных властей, игровой кинематограф Сибири исчез, казалось бы, навсегда.

От игровых – к научно-популярным

    На смену «Дитю НЭПА» пришла киностудия научно-популярных фильмов «Сибтехфильм». Ведущая тема – индустрия Сибири: «Разработка руд», «Производство меди», «Борьба с сорняками» и т.д.
   «Во время Великой Отечественной войны,– продолжает рассказ Виктор Ватолин. – Новосибирск превратился в военную киностолицу страны». Именно здесь делается основная масса необходимых фронту фильмов. К нам эвакуируется большая часть «Мостехфильма» – крупнейшей студии научно-популярных фильмов, часть техники и людей «Союзкинохроники», перемещается оборудование Московской кинокопировальной фабрики. Большая часть фильмов «Сибтехфильма» посвящена теперь военной тематике: «Как устроить землянку», «Умей стрелять метко», «Пистолет-пулемет» и т.д. В военные годы было создано больше 200 лент.
   «В годы войны новосибирские кинематографисты создавали не только заказные научно-популярные и учебные фильмы, но и общеэкранные ленты публицистического звучания. Некоторые из них намного пережили свое время», – пишет автор книги. Это картины: «Сибиряки-добровольцы», «Сибиряки-гвардейцы», «Сибирь советская».
   Но студию «Сибтехфильм» тоже постигла горькая участь. Для укрепления Свердловской киностудии ее перевели в Свердловск. А здание «Сибтехфильма» использовали под копировальную фабрику.
   Отдельного рассказа заслуживает история  Новосибирской студии кинохроники. Ее тоже хотели переводить в Свердловск, но новосибирцы сумели отстоять ее. В 1949 году под студию кинохроники отдали первое каменное здание Ново-Николаевска – храм Александра Невского.

С оптимизмом в будущее

   С приходом телевидения, в Новосибирск возвращается игровой кинематограф. В нашем городе появился «Новосибирсктелефильм». О работе этой студии, творческом коллективе автор подробно рассказывает в своей новой книге.
   «Пора расцвета кино в Новосибирске – 1980-годы, начало 1990-х. Успешны обе студии – и телефильмовцы, и хроникеры, последние наконец-то, на 56 году жизни, получили свое новое современное здание». Появляется цикл картин о Чернобыле, серия фильмов о природе и истории Сибири.
   С воодушевлением новосибирские кинодокументалисты клеймили путчистов и горячо поддержали ельцинистов. Но вскоре пришли иные времена: кино сочли дорогой игрушкой, «Новосибирсктелефильм прикрыли», а Западно-Сибирскую студию кинохроники пустили  в свободное плавание. Казалось бы, тупик? Но Виктор Ватолин оптимист: «Оглядывая взглядом всю историю новосибирского кино, вспоминаешь: оно уже дважды переживало тяжелые драмы – в 1930-32 годах, в 1948-м. Переживало и двигалось: дальше и выше. Авось, Бог даст, переживем и в третий?!»
   Во второй части книги автор обращается к истории новосибирского кинопроката в Сибири и в Новосибирске, к развитию сети городских и сельских кинотеатров, к особенностям кинопросветительской деятельности и кинорекламы в разные годы. Читателям будет интересно узнать, где у нас в городе располагались кинотеатры, как они работали, как выглядела первая киноаппаратура.  
    В третьей главе нас ждет знакомство с замечательными людьми – разных судеб и разных профессий, оставивших заметный след в сибирском кинематографе.

Подготовила Людмила Кузменкина

 

Добавить комментарий

Target Image