Изменения ФЗ «Об образовании»

07.11.2012
75906823
17 октября 2012 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации».
 
Голосование закончилось следующим: 292 человека проголосовали «За», а 77 человек «Против». Таким образом, законопроект Минобрнауки был одобрен большинством. Данный закон должен заменить два действующих в настоящее время федеральных закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые в 1992 году и в 1996 году соответственно.
 
Рассмотрим более подробно нововведения, касающиеся Закона «Об образовании».
 
Во-первых, законопроект «расширяет государственные гарантии бесплатности образования»: в соответствии с Конституцией за каждым гражданином закрепляются права на бесплатное дошкольное, школьное, среднее профобразование, на конкурсной основе – на высшее образование. НО: В законопроекте в статье 66 устанавливается положение о том, что родители (законные представители) будут оплачивать нахождение ребенка в образовательной организации (пребывание детей детском саду и нахождение детей в группе продленного дня в школе). Оплате подлежит именно уход и присмотр за детьми. Причем в законопроекте цена никак не оговаривается, а дается возможность учредителю организации самостоятельно устанавливать стоимость. А средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Также указывается, что и нахождение детей в образовательной организации с наличием интерната становится платным. Но в данных статьях есть оговорка о том, что не допускается включение в расходы на присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу, расходов на реализацию основной общеобразовательной программы.
Во-вторых, новый закон повышает доступность образования для граждан. Каждый гражданин теперь сможет получать образование на бесплатной основе, то есть за счет государства и в негосударственных образовательных организациях. Для этого в законопроекте вводится возможность использования модульных и инвестиционных технологий в образовании, электронного обучения, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций.
 
В-третьих, в будущем законе четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся: право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии и так далее. НО: Законопроект перечисляет все возможные права и меры социальной поддержки обучающихся, однако не дает конкретных цифр и правил, определяющих размеры стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, ссылаясь на то, что они определяются органами государственной власти, органами местного самоуправления и др.
 
В-четвертых, в законопроекте закрепляется новое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья – они не будут изолированы, смогут учиться вместе со всеми остальными. И также появляется статья, регулирующая нормы, касающиеся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В ней сказано, что органы местного самоуправления имеют право. Также помощь может оказываться непосредственно в учреждении, где обучается нуждающийся в этой помощи.
 
В-пятых, новый законопроект нацелен на то, чтобы получивший образование человек был востребован, конкурентоспособен, уверен в своем успешном будущем - в своем трудоустройстве. В законопроекте закрепляется возможность органов государственной власти субъектов Федерации устанавливать дополнительные меры государственной поддержки лиц, отнесенных к молодым специалистам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
 
В-шестых, новый законопроект рассматривает учителя не только как профессионала, но и как человека, играющего ключевую роль в нашем обществе. И поэтому отражает обязанность государства обеспечить ему достойную зарплату и социальную поддержку. Законопроект признает особый статус педагогических работников, освещая их академические права и свободы. Также в нем перечисляются трудовые права и социальные гарантии, однако есть некоторые различия с действующем Федеральным законом «Об образовании». В законопроекте есть пункт: «право на сокращенную продолжительность рабочего времени». В действующем Федеральном законе «Об образовании» он составляет не более 36 часов в неделю, а в законопроекте предел не указан. И также есть различие в пункте, касающемся назначения пенсии. В действующем законе он звучит так: «Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста», а в законопроекте: право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». И в законопроекте также закреплено право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых отношениях. НО: В законопроекте отсутствуют какие-либо конкретные предложения по заработной плате педагогических работников. В тексте проекта прописано, что уровень средней заработной платы педагогического работника определяется в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
 
Седьмая новация в расширении роли и прав родителей в образовательном процессе. Они получают возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательных организаций. Образовательному процессу гарантируется «открытость» и «прозрачность». В тексте проекта также появляется понятие «совет родителей», тем самым давая возможность родителям или законным представителям несовершеннолетнего участвовать в самоуправлении организации, НО есть оговорка о том, что такой совет может создаваться, только если он предусмотрен в Уставе организации. Таким образом, возможность создания такого совета будет предусмотрена только в случае, если Учредитель на свое усмотрение пропишет ее в своем Уставе. Также согласно законопроекту обязательными для преподавания будут только те предметы, которые установлены Федеральным образовательным стандартом. А он, в свою очередь, устанавливается исполнительными органами государственной власти. Это подзаконный нормативный акт, который принимается в одностороннем порядке. А обучение за пределами стандартов образовательные организации имеют права проводить на платной основе.
 
Законопроект также учитывает интересы работодателей, по-новому выстраивает структуру подготовки кадров, вводит процедуру независимой оценки качества образования и впервые закрепляет нормы об инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования, регулируя апробацию использования новых образовательных технологий, новых педагогических методик и образовательных моделей.
 
В целом, обсуждение Законопроекта вызвало много разногласий и споров. Но узнать эффективность нововведений мы сможем только после вступления Закона в силу и начала его действия на практике.
 
Также хотелось бы отметить, что первое чтение – это не окончательное принятие законопроекта, а лишь только голосование за его концепцию.
Если законопроект будет также принят в последующих чтениях, то вступить в силу он должен с 1 января 2013 года, а полное его действие начнется с 2016 года.

 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Youtube and Vimeo video links are automatically converted into embedded videos.
  • Доступные HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.