Мне посчастливилось появиться на свет в далеком олимпиадном 80-ом году. Из детских радостей и забав был черно-белый телевизор, на котором каждый вечер в положенное время шла программа «Спокойной ночи, малыши», а раз в неделю «В гостях у сказки» с тетей Валей. Такое положение вещей замотивировало меня на раннюю безусловную любовь к книге и чтению.
Сегодня дети рождаются с «мобильными телефонами в руках», для современной мамы – телефон, как соска, которую ребенку можно дать, если он капризничает или просто мешает. И легкость получения информации в виде ярких, быстро меняющихся картинок, отнюдь не способствует развитию детского воображения и желанию получить информацию с помощью собственного труда – чтения.
Большей частью современных детей – чтение воспринимается, как скучное, сложное занятие. Также большим минусом стало то, что выросло целое поколение не читающих родителей. Те, кто появился на свет в 90-е, были просто очарованы темпами технического прогресса, и книга для них в какой-то момент ушла в прошлое и стала неким атавизмом. А ведь для маленького человека главными авторитетами в первую очередь становятся родители, и если ребенок ни разу не видел своих родителей с книгой, то откуда ему знать, что именно она может стать главным проводником в жизнь, поможет выработать основные ценностные ориентиры и обогатить духовно.
Сотрудники библиотеки им. Н.А. Некрасова разработали проект «Рюкзачок Почитайка», направленный на возобновление основных традиций семейного чтения. В рамках этого проекта для родителей был подготовлен целый перечень методических материалов, таких как анкета для родителей о пользе чтения, памятка для родителей «О чтении детям», буклет «Взрослым о детях», буклет «Список литературы для детей 6-7 лет». В качестве первых участников проекта была взята выпускная группа «Колокольчики» детского сада № 293 в составе 25 будущих школьников вместе с их родителями.
На вводном занятии библиотекарь рассказала, что в ярких рюкзаках (розовом для девочек, голубом для мальчиков) лежат три книги для детей, журнал «Коллекция идей», одна книга для родителей, обращение к участникам проекта, а также методические пособия, которые могут стать лоцманами в бесконечном книжном потоке и помочь правильно выбрать курс на развитие. По условиям проекта рюкзачок должен жить в каждой семье ровно неделю, за это время нужно не только прочитать и обсудить книги, а еще нарисовать полюбившегося сказочного персонажа или сделать поделку при помощи журнала. Также родители приносили заполненные анкеты, которые помогли нам начать исследовать семейное чтение сегодня. Что же мы получили в результате?
Сотрудниками библиотеки было продумано 20 закрытых и открытых вопросов, помогающих увидеть реальную картину семейного чтения сегодня. В анкетировании приняли участие 25 респондентов.
Первый вопрос, который был задан, «Волнует ли родителей проблема детского чтения?». Радует, что 22 респондента ответили, что волнует.
Среди основных причин «почему?» были названы следующие:
Двое родителей не посчитали это проблемой, так как их дети и так хорошо читают и проявляют к чтению большой интерес. Один респондент воздержался.
Следующий вопрос, которым мы задались «А что же в современном обществе вкладывается в понятие «семейное чтение»?». Здесь мы получили следующие ответы:
На третий вопрос: «Читаете ли вы сами? Какую литературу предпочитаете?», мы получили следующие ответы:
Четвертый вопрос «Читаете ли вы ребенку книги? Если «да», то как часто? Если «нет», то что вам мешает?» выявил следующее положение вещей:
На вопрос, кто преимущественно в семье читает книги, мы получили вот такие ответы:
На вопрос: «Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном произведении?»:
Хотелось узнать, какие книги предпочитают сегодняшние 6-7-летние дети. Выяснилось:
На вопрос о трех любимых книгах ребенка, мы получили следующие ответы:
На 9 вопрос: «Знает ли ваш ребенок имена поэтов и писателей? Если да, то каких?», ответили, что ребенок знает:
На 10 вопрос «Есть ли у вас домашняя библиотека, если да, то какие книги в ней наиболее ценны?», мы узнали следующее:
Рассказывает ли ребенок о книгах, прочитанных в детском саду?
Чтение, по мнению родителей, это:
Семейное чтение как часть национальной культуры воспринимают 19 человек, 3 человека считают это преувеличением, еще 3 затруднились ответить на этот вопрос.
Извечный вопрос: может ли компьютер заменить книгу, разделил родителей на два почти равных лагеря:
Пятнадцатый вопрос был о возрасте, в котором ребенок, по мнению родителей, должен научиться читать? Здесь мы получили следующие ответы:
Удручили ответы на вопрос о том, записаны ли родители в библиотеку, и ходят ли они туда вместе с детьми.
Только 12% родителей хотя бы разово посещали библиотеки, 75% родителей в библиотеки не записаны, также несколько раз встречались ответы «Нет, но теперь запишусь» и один ответ «Нет, но ребенок посещает музеи».
Нам хотелось получить обратную связь о пользе нашего проекта, здесь мы открыли для себя следующее:
Восемнадцатый вопрос «Как вы оцениваете мероприятие?» выявил следующие ответы:
Подавляющее большинство родителей готовы в будущем принять участие в подобном мероприятии. Среди причин, побуждающих их это сделать, были названы следующие: «интересно», «мы любим читать, хотим привить эту любовь детям», «прочли новые книги», «узнали полезную информацию», «дети смогли обсудить прочитанное», «для развития ребенка». Лишь одна мама ответила, что не планирует принимать в будущем участия в подобном мероприятии, так как у неё «нет времени и приоритеты другие».
Финальный вопрос об отношении самого ребенка к мероприятию дал следующие ответы:
Больше четырех месяцев наши рюкзачки путешествовали по семьям. А 16 мая состоялось итоговое мероприятие, которое состояло из двух частей: экскурсии по библиотеке им. Н.А. Некрасова и веселой проверке знаний, полученных из книг из рюкзачка.
В начале встречи ведущая показала детям библиотеку, рассказала о главных отличиях между основными ее отделами, об особенностях библиотеки им. Н.А. Некрасова. А потом ребята помогли найти ключ от сказок, и все вместе отправились в путешествие в волшебную страну. Здесь их встретили Буратино и Мальвина. Они провели викторину по прочитанным книгам, загадали загадки про сказочных героев, поиграли в веселую игру и даже показали мультфильм про то, как свинка Пеппа впервые пришла в библиотеку.
В финале мероприятия ведущая вручила каждому участнику проекта благодарственное письмо, а каждый участник конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой» получил диплом и маленький подарок. В итоге, у нас много новых читателей, которым вовремя показали дорогу в библиотеку.