Огород в детском саду: опыт экологического воспитания детского сада № 105 «Улыбка»
На остановочном павильоне надпись: «Ост. Островок детства». И, действительно, среди приземистых жилых домов 40-60-х годов постройки яркий солнечный детский сад № 105 «Улыбка» появился внезапно, как оазис, как цветущий остров среди серых скал.
«Театр начинается с вешалки, – говорят знающие люди», а «детский сад – со входа», – добавляем мы, ведь территория дошкольного учреждения – это своеобразная визитная карточка.
Чтобы наш детский сад обрел свой индивидуальный стиль, мы обратили особое внимание на окружающую среду, призванную обеспечивать детям возможность полноценно развиваться, ведь благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром. Так, у нас появился пруд с уточками, аистом и лягушками; лесной уголок с шалашом и элементами туристического отдыха; композиция с цветочными корзинами на спилах деревьев; автоплощадка и, наша гордость, – настоящий огород!
Огород в детском саду очень нужен, так как совместная работа детей способствует формированию трудовых навыков, учит ответственности за порученное дело, объединяет детский коллектив.
Мы начали с того, что на нашей небольшой территории выделили участок для огородных дел, огородили его плетнем, поставили садовые скамейки, на которых дети могут наблюдать за растениями, отдыхать после выполненных поручений, заниматься совместной деятельностью с воспитателем. Каждая группа выбрала себе грядку, которую заполнила землей, обработала и посадила какую-то культуру. Так, старшие дети группы «Радуга» посадили викторию, средняя группа «Полянка» – огурцы в парник; «Паровозик из Ромашково» – репу; «Кораблик» – морковку и свеклу, а самые маленькие дети – лук. Вдоль забора посадили кусты смородины и кабачки. Дети под руководством воспитателей ухаживают за грядками: им приходится рыхлить землю, поливать, бороться с сорняками. Вовлечены в процесс и взрослые. Так, папа Найман Лизы учил детей, как надо прореживать морковь, мама Вики Куницкой – обрабатывать викторию, а бабушка Артема и Веры Садыковых делилась с нами рассадой овощей и цветов. И самое главное достижение детского труда – сбор урожая! Надо было видеть, с какой радостью малыши собирали викторию с грядки, как смакуя, ели ее и рассказывали родителям, что слаще ягоды никогда не ели. А самые маленькие дети боязливо срывали зеленый лук и несли его на кухню повару на вытянутых руках. Воспитатель ясельной группы А. В. Зацепина рассказывала, что в этот день борщ съели все до одного, причем старались сначала выловить лук, а мамам говорили, что сегодня они суп сварили сами. Можно смело сказать, что огород в детском саду является одним из условий для осуществления экологического воспитания детей.
Любого входящего на территорию нашего детского сада встречают чистота дорожек и уют площадок, разноцветные ухоженные клумбы и необычные элементы дизайна… И приходит понимание, что здесь живут и работают небезразличные люди, для которых детский сад – не просто работа, а родной дом, который хочется сделать ещё более уютным и комфортным.
Великий К. Д. Ушинский в свое время писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…»
Мы не хотим соперничать. Мы хотим, чтобы наши дети жили в гармонии с прекрасным, а, значит, в гармонии с природой. И стараемся для этого делать всё, что в наших силах!
Соболева И. А., старший воспитатель МКДОУ д/с № 105
Добавить комментарий