Гуманитарно-просветительский проект «Память поколений»
Николай Викторович Стемпковский
Улица Советская, 38. Сегодня в этом здании расположена начальная школа МБОУ СОШ №54 Центрального округа. На фронтоне здания мемориальная доска памяти Героя Советского союза Валентина Подневича – выпускника школы №50. Да, действительно, в этом здании до шестидесятых годов прошлого столетия располагалось одно из лучших образовательных учреждений нашего города – школа №50. Здание школы было построено в едином комплексе жилого микрорайона Кузнецкого угольно-металлургического комбината. До войны в школе был сформирован уникальный коллектив педагогов и учащихся во главе с директором Николаем Викторовичем Стемпковским. Ежегодно по итогам социалистического соревнования школе присуждалось переходящее Красное знамя горкома партии – значимая награда советской эпохи. В первые дни войны выпускной класс вместе со своим директором добровольцами ушли на фронт. Ни один не вернулся. Николай Викторович в начале войны попал в окружение, ему удалось бежать, воевать в партизанском отряде. Он погиб в 1943 году. Его ученик Валентин Подневич удостоен высокого звания Героя Советского союза посмертно. В этом очерке мы приводим воспоминания выпускников школы Юлиана Поплавского и Элеоноры Борисовой.
Из воспоминаний выпускника школы №50 Юлиана Поплавского:
«Учился я в 50-ой образцовой средней школе города Новосибирска. В момент великой стройки Кузнецкого угольно-металлургического комбината выстроена была эта школа. На нее не пожалели средств, и, хотя нельзя по оформлению считать ее дворцом, но храмом науки она поистине была для нас. Всего десять классов, с первого по десятый, занимались в школе в одну смену, а кроме десяти просторных, светлых, всегда прекрасно отремонтированных классных комнат, были в школе просторный физкультурный зал, физический кабинет, кабинет химии и биологии, ленинская комната и много других подобных помещений. В 50-ую школу естественно трудно было попасть, и благодаря этому подобрался очень сильный по знаниям состав учащихся, правда в своем большинстве учились в школе дети интеллигенции города и ряда ответственных работников.
Снова начался учебный год – последний год учебы в средней школе. С первого дня сразу стало заметно усиленное напряжение – много разговоров о будущем, о профессии. У всех стремление как можно лучше окончить учебный год. Надо сказать, что по своим способностям у нас подобрался очень сильный класс, и даже самые отсталые тянулись за лучшими. Но самым сильным, самым способным учеником, прекрасным товарищем был Василий Сазонов. И в учебе, и в общественной, и физкультурной работе он был всегда впереди. Высокий, коренастый, с простым добродушным чисто русским лицом, слегка угреватом, с хорошо развитой мускулатурой рук и ног он представлял собой настоящий тип сибиряка – выносливого, упрямого в достижении своей цели, умного и хорошо развитого. Сидели мы с Василием на одной парте на правом ряду рядом со столом преподавателя – были, не скрою, хорошими товарищами и ярыми конкурентами в учебе, хотя, по правде сказать, во многом Василий был сильнее меня и больше знал, чем я, знал.
Наш любознательный, способный, вечно жизнерадостный коллектив всегда искал что-нибудь новое и каждое новое занятие, спорт или развлечения увлекали всех без исключения. Осенью 1938 года таким занятием, отнимавшим у нас массу времени, была игра в теннис. Каждый день, наскоро закусив чем-нибудь дома после занятий, отправлялись мы на городской стадион, где оборудованы были неплохие теннисные корта, и до позднего вечера гоняли по площадкам неугомонные мячики.
Теннис – сложная игра, требующая большого физического напряжения и чрезвычайно быстрой реакции мозга. Не случайно умеют хорошо играть в теннис лишь люди, имеющие хорошее умственное развитие. Играть в теннис интересно лишь тогда, когда научишься играть и будешь хорошо натренирован, поэтому, может быть, много людей, решивших играть в теннис, бросают эту затею в самом начале, так и не поняв того огромного морального удовлетворения, которое получает каждый теннисист после игры.
Не легко и мне дались тренировки. Прежде чем научиться играть и выйти на корты я изрядно побил стенки дома, играя сам с собою и даже в сильном азарте разбил два окошка. В конце концов, я одолел все трудности, и осенью принял участие даже в первенстве по теннису, а зимой в прекрасном клубе спортобщества «Динамо» в розыгрыше первенства в юношеском разряде поделил первое и второе место среди юных теннисистов Сибири.
Другим занятием, которым увлекались зимой все, без исключения, ребята нашего класса, была игра в шахматы. Мы устраивали турниры, забывая за игрой иной раз в школе, что наступала уже глубокая ночь.
Постоянным участником всех турниров был директор школы Николай Викторович Стемпковский. Николай Викторович был самым уважаемым нами человеком. Еще совсем молодой, 28 лет, он имел огромный авторитет и богатый преподавательский опыт. Он сумел хорошо наладить работу в школе, был требовательным, серьезным, но очень простыми и дружескими были у него взаимоотношения с учащимися, особенно со старшеклассниками. Вел он у нас два предмета: русский язык и литературу, и на его уроках всегда была идеальная тишина и внимательность. В класс заходил он всегда с неизменной улыбкой на лице. Урок начинался с короткого рассказа. Говорил он хорошо, но много говорить не любил.
Большая часть урока проходила обыкновенно в беседах, во время которых Николай Викторович уходил обыкновенно назад и шутил потихоньку с кем-нибудь из ребят или девушек. В классе в это время стояла идеальная тишина, никто не повертывался назад, и учащийся, рассказывающий урок, стоя у доски, наблюдал как внимательно слушал класс. Но вот Николай Викторович переменил серьезный тон на шутливый, рассказал какую-то историю, и сразу тишина сменилась оживленным гулом, смехом, острыми шутками. Для каждого находилась у молодого директора меткая характеристика, каждого он знал, знал хорошо и умел очень тонко и вежливо направить на правильный путь.
Николай Викторович был хорошим спортсменом. Он играл в футбол и волейбол и очень увлекался баскетболом. Ребята частенько помногу часов играли вместе с ним на площадках стадиона и привыкли к тому, что там, на стадионе был для многих он просто Коля, но каждый знал, что завтра все уроки должны быть выучены на зубок: пощады не будет».
Из воспоминаний выпускницы школы № 50 Элеоноры Борисовой:
«Когда память уносит меня в прошлое, возникают чаще приятные воспоминания. Чаще всего я вспоминаю родную 50-ю школу, с которой связаны десять лет учебы и двадцать лет (из тридцати шести) работы учителем литературы и русского языка.
В 1939 году я осторожно переступила заветный порог, вместе с первой учительницей Белой Исаевной Шварц мы вошли в 1а класс. А в 1949 году, когда мы в последний раз переступили порог школы, вместе со мной было одиннадцать человек, с которыми я проучилась много лет. Со многими мы встречаемся до сих пор.
Самыми радостными минутами школьной жизни были перемены, когда вместе с малышами из трех классных комнат приходили и старшеклассники. Таня Иванова-Жданова садилась за рояль, вокруг собирались её соклассники и пели, пели дружно, красиво, они любили это, и нам всем тоже нравилось, и мы подпевали, что могли.
Чаще всего веселые подвижные игры организовывал Валя, шустрый худенький паренек в черном свитере (почти всегда в нем). Он был наш любимец. Мы его запомнили навсегда. И только много лет спустя, мы увидели фотографию нашего Вали, узнали, запомнили фамилию: она была среди других фотографий Героев Советского Союза. Мы видели его маму, добрую сердечную старушку, которая скоро покинула наш город и уехала на место захоронения своего сына.
Вернусь мысленно в 1941 год, когда во второй четверти третьего класса к нам приехали эвакуированные из многих городов. Стало тесно, сидели по три человека, слушали их страшные рассказы. И все равно не все могли понять и представить.
В пятом классе нас разделили, остались одни девочки. Это было непривычно, но сначала нравилось. А вот и новые учителя, тоже эвакуированные. Среди других выделю учительницу физики Адель Моисеевну Розенблит. Она и сама резко выделялась и манерой говорить, и объяснять как-то особенно, но очень понятно. Мы иногда и подсмеивались над ней, но полюбили за доброту и какое-то особенное внимание к каждому. И только потом мы оценили её талант Учителя. Особенно это стало ясно, когда в школу вернулись мальчики, которые всегда толпой ходили за ней, к ней в лаборантскую, которые побеждали на многих олимпиадах. А когда повзрослели, многие её ученики стали студентами физфака в НГУ и многих других вузов. Один из них даже сказал, что дал бы ей звание академика. Когда она уходила из жизни в возрасте 90 лет, то её провожала длинная процессия из тех, кто ценил её как Учителя и Человека.
А когда я пришла работать в родную школу, я опять попала в атмосферу добрых и правильных человеческих отношений, словно эти стены навсегда сохранили все хорошее.
Эльвира Аркадьевна Александрова, завуч школы, была чрезвычайно строгим человеком. Строга к другим, но строга и к себе, никаких выгод, поблажек не позволяла ни себе, ни другим. Вот этот тандем и определял весь порядок, все успехи, все добрые дела, которыми и жила долгие годы школа.
Помня о тех, кто стоял у истока школы, чудного Ник Вика (Николая Викторовича Стемпковского), первых учителей и первых выпускников, школа имени Валентина Подневича продолжала свою славную долгую жизнь. И из тех, кто вышел из её стен, никто не сказал о ней ничего плохого. А я встречалась с огромным количеством выпускников разных лет, веду переписку со многими. И могу смело и однозначно сказать: «Слава ей! Слава людям, которые воспитали не одну тысячу достойных земляков». И хотя нет нашего номера 50 на ней, обновленный облик её навсегда сохранит ту атмосферу, которой она овеяна».
Добавить комментарий