Воспитатель – вечный ученик
В 2021 году в ежегодном Международном конкурсе им. Выготского для педагогов и организаторов в сфере дошкольного образования появилась новая номинация: «Непрерывность». Одними из ее призеров стали новосибирские педагоги Татьяна Мефодьевна Елезова, методист дошкольного образования и Виктория Геннадьевна Баранская, методист, учитель начальных классов (ОАНО «Образовательный комплекс школа-сад «Наша Школа»). Они рассказали о том, как помочь детям без потерь пройти сложный переход из детского сада в школу, чем хороши разновозрастные группы и почему их выпускники до 11 класса сохраняют мотивацию к обучению.
– Как родился проект, с которым вы победили?
– Образование, по нашему мнению, давно находится в кризисе. Объективно это касается и системы непрерывного образования на уровне детский сад – школа. Например, сегодня под подготовкой к школе и родители, и педагоги понимают обучение ребёнка чтению, счету и даже письму. А умение тихо сидеть за партой приравнивается к наличию сформированного у дошкольника фиксированного внимания. В детские сады практически повсеместно внедряются программы первого класса и школьные формы обучения (метод опережающего обучения).
– Это неправильно? Но семилетнему человеку быть внимательным на протяжении 4, а то и 5 уроков после режима дня в детском саду, в самом деле, непросто без тренировки.
– Мы уверены, что до прихода ребенка в школу важно создать условия для формирования у него предпосылок перехода от игровой к учебной деятельности. Надо заложить основы способов и культурных техник:
– организации действия (начиная с постановки, принятия и удержания задачи, через выбор адекватных средств решения и построения продуктивной коммуникации, до результата и контроля);
– понятийного мышления;
– освоения знаковых систем и их использования в коммуникации.
При этом помнить, что игровая деятельность в этом переходном от садика к школе возрасте – средство развития их личностных качеств, физического здоровья, художественного воспитания и речевого навыка.
– Так как же совершить этот переход без потерь и огорчений?
– У нас разработана воспитательная система «ученик – подмастерье – мастер», она позволяет создавать условия перехода по уровням освоения образовательного содержания и поддерживать непрерывность развития.
Реализация всех проектов строится по принципу детско-взрослого сообщества, которое для решения задач за счет особой уникальной технологии объединяет участников образовательного процесса с разным уровнем подготовленности, с разным социальным статусом, профессиональной принадлежностью в единое проектное движение. Экспертами организуемой в рамках проектов практики становятся родители, партнёры, выпускники, старшеклассники. Результаты программ и проектов мы представляем на открытых площадках микрорайона, в библиотеках, музеях. Назовем некоторые из них: «День открытых дверей», «День класса», праздник «Взрослые и дети», вечера встреч родителей и детей и пр. Одна из таких площадок – Международный фестиваль экранной культуры «Человеческое кино», который весной 2021 года проводился уже в двенадцатый раз.
– А теперь о победном проекте подробнее, пожалуйста.
– На V Международный конкурс им. Л. С. Выготского мы вышли с небольшим элементом общей работы школы в направлении «Непрерывность» и представили проект организации перехода наших воспитанников от дошкольного к школьному образованию. Программа «Учусь учиться» построена как совокупность проектов разного уровня и по возрасту участников, и по сложности содержания. Активное участие ребят (подготовишек и первоклассников) в этой программе рассчитано на два года. На разных этапах реализации к ним подключаются другие ученики начальной школы, из других структурных подразделений, например, студенты «Академии кино- и телемастерства», «Школы Коллективной творческой деятельности». Таким образом, любой участник проекта обретает способность самостоятельно рассматривать свою готовность работать на определенном уровне сложности. И установка «образование через всю жизнь» начинает разворачиваться для ребенка уже с дошкольного возраста.
Работа с детьми возраста пять+, то есть дошкольниками предшколы, строится особым образом. Важными задачами для педагогов становятся выработка у воспитанников самостоятельности в самообслуживании, самоорганизации, а также способности договариваться в коллективной деятельности и малых группах, особенно в игровых ситуациях (ролевые, подвижные игры, игры в сказку). В силу возраста дошкольники многие способы действия воспринимают, присваивают и воспроизводят через образцы, предъявляемые в различных ситуациях. Проектирование нужных ситуаций – главная задача педагогов детского сада и школы для проекта «Учусь учиться».
– Не упускает ли ребенок возможности всестороннего развития, находясь все время в одной педагогической парадигме? Может быть, для развития гибкости (и мыслительной, и социальной) полезно менять подходы?
– Предметные области, разнообразные игровые формы, виды деятельности детей, техники, которые они осваивают, могут и должны быть разными. А вот подходы, ориентированные на развитие человека, его способностей, важно(!), чтобы сохранялись неизменными. Это необходимо с точки зрения стабильности и безопасности развития ребёнка. Когда ребёнок работает в ситуации сохранения порядка, согласованных с ним и ясных для него границ и условий, обеспечивается и овладение предметным материалом, и формирование метапредметных компетенций. Формируется особое качество человека – быть учеником. Сегодня это – требование времени и условие непрерывного образования.
– Есть ли результаты вашего подхода?
– По результатам диагностики выпускники нашего детского сада демонстрируют уровень выше среднего по таким показателям как принятие практической задачи, способность сформулировать уточняющий вопрос учителю; удерживать заданный образец, порядок в вещах, действиях, записях. Они готовы вступать в учебное взаимодействие, нацелены на поиск средств решения новых задач. На протяжении всех лет обучения до 11 класса эти ребята составляют ядро активности в образовательных проектах школы, в урочной и внеурочной деятельности. А самое главное – у них устойчивая мотивация к обучению.
– Опять попрошу подробностей.
– Наши воспитанники с большим удовольствием включаются в работу разновозрастных групп, они ориентированы на продуктивное взаимодействие. Ребята задаются вопросами, как именно различные виды совместной деятельности осуществляются в школьной среде? Они делают попытки сформулировать свой запрос старшим (первоклассникам, старшим школьникам, выпускникам детского сада или школы, педагогам) и самостоятельно в сопровождении старшего товарища разбираются, кто из группы сможет точнее донести основной смысл запроса. Дети проявляют большой интерес к традициям, существующим в школьной среде.
– О каких традициях речь?
– Приведем пример. Каждый год выпускники детского сада готовят родителям подарок, созданный своими руками. Наши шестилетки разузнали у друзей – первоклассников, как им удается делать разнообразные красивые открытки, приняли решение, что они тоже вручат родителям открытки на своем выпускном празднике. Им показалось, что сделать это легко и просто. Педагогическая аксиома гласит: «к ребенку надо идти не с ответом, а с вопросом». Что и было сделано.
Перед нашей детско-взрослой командой, включая первоклассников, встал вопрос и не один: что такое открытка, какими они бывают, чем отличаются друг от друга? Это только часть тех вопросов, на которые пришлось искать ответы в домашних архивах, у педагогов, у фотографов, дизайнеров и даже у выпускника нашего детсада и школы, а теперь педагога и руководителя одного из школьных проектов. На поисково-познавательную и художественную деятельность ушло два месяца.
Нам пришлось вспомнить и перечитать сказку «Цветик-Семицветик», разобраться с тем, чему мы учились в этот заключительный год в саду, что подсмотрели у друзей-товарищей в первом классе. Дошкольникам захотелось узнать, что ребята взяли с собой в школьную жизнь из детского сада. В результате родители получили на выпускной праздник прекрасную пригласительную открытку, о которой авторы знали всё!
– Педагог – профессия творческая. А творческие люди реализуют собственные начинания и с трудом идут на привнесение в свои проекты посторонних идей. Как вам работается вместе?
– Плодотворное сотрудничество педагогов возможно только при условии их нацеленности на развитие определенных качеств ребёнка. Если мы понимаем необходимость формирования способности к продуктивной коммуникации и видим ценность выработки у детей навыков сотрудничества в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, то неразрешимых противоречий у нас не возникнет. Конечно, разные люди не могут мыслить одинаково. Но, удерживая основную задачу развития способностей ребёнка, мы договариваемся о способах, формах и технологичности её решения. У нас появляется необходимость разбираться в теории, договариваться об обучающей, развивающей, педагогической задачах в реализуемом проекте, продумывать организацию практической деятельности детско-взрослого сообщества и этапы реализации.
– Вы гармонично работаете вместе, и конкурс показал результат. А как каждая из вашего тандема пришла в педагогику?
– Я, Татьяна Мефодьевна Елезова, инженер механик самолетостроения, НЭТИ. более 20 лет стажа работы в авиационной отрасли. В том числе – работа преподавателем на вечернем отделении в учебном центре завода им. В. П. Чкалова. Параллельно прошла свои первые и единственные курсы повышения квалификации как педагог. В годы перестройки судьба свела с педагогом-новатором Н. А. Зайцевым из Санкт-Петербурга. Это знакомство и решило мою судьбу.
Моя предыдущая деятельность была связана с внедрением новых разработок. В идеях Николая Александровича я увидела простые инженерные решения сложной педагогической задачи: помочь ребенку разобраться с принципом обучения чтению через письмо, организуя игровые ситуации, как того требует возраст. Разработки автора оказались востребованными в дошкольных учреждениях нашего региона, но совсем не привлекли внимания работников управления образования города. Пришлось за изучение возможностей разработок автора и их внедрение браться самой. В результате в нашем городе в конце прошлого века возник «Центр Н. А. Зайцева. Нестандартные технологии в образовании».
Таким образом, моя педагогическая практика резко повернулась от 50-летних студентов-вечерников к детям дошкольного возраста и ученикам 1-2 классов. Ребятишки были похожи в одном: они очень хотели стать успешными в значимой для себя деятельности – в чтении! Но предыдущий их опыт научиться читать проходил через «Методику настырных приставаний» (слова Зайцева), и в школу идти они уже не хотели, порой им грозило оказаться в коррекционном классе. Так началось мое движение к пониманию того, что называется мышлением. А это прямой путь в школу под руководством В. А. Николаева. Здесь я и поняла, что такое педагогика, педагог, воспитатель – вечный ученик.
Я, Виктория Геннадьевна Баранская, поступала в педагогическое училище целенаправленно. Вдохновлённая в самом начале своего профессионального пути разработанной Д. Б. Элькониным концепцией учебной деятельности и методикой коллективной творческой деятельности И. П. Иванова, стремилась научить детей самостоятельным действиям. Для этого искала и с разной степенью успешности применяла новые методические приёмы. Видела, как у моих коллег всё сводилось, по большому счёту, к опережающему обучению, увеличению информации, которую должен запомнить ребёнок, а понимание развивающего обучения – к набору заданий, направленных на развитие отдельных психических функций и отдалённо согласующихся с изучаемым предметным материалом. В моём сознании это никак не связывалось с теоретически известной мне деятельностной педагогикой и учением Л. С. Выготского о «зонах ближайшего развития», и уж тем более, не могло иметь воплощения в моей деятельности.
В какой-то момент возникло желание уйти из сферы образования. И тут мне посчастливилось познакомиться с Валерием Анатольевичем Николаевым и стать участником методологического семинара. Эта встреча и совместная работа помогли мне осознать, что ребенок может что-то понять, узнать об окружающем мире, только если у него есть возможность активно действовать с предметами, субъектами или явлениями этого мира. Недостаточно владеть пусть даже глубокими предметными знаниями. Необходимо формировать культуру мышления. И здесь вопрос для педагога не в наборе отдельных методических приёмов. Это уже иное содержание образования, другие образовательные технологии, которые требуют проектной деятельности. Так более двадцати лет назад я начала выращивать в себе новый педагогический профессионализм.
Для справки: Цель Международного конкурса имени Льва Выготского, учредителем которого является Рыбаков Фонд, – поиск, поддержка и популяризация ярких, творческих специалистов дошкольного образования, способных разрабатывать, применять и распространять современные педагогические практики, и формирование сообщества профессионалов, способного решать актуальные проблемы и задачи образования и развития детей дошкольного возраста.
В этом году в конкурсе приняли участие 21355 человек из 85 регионов России и 50 стран мира. Конкурс проходил в нескольких номинациях: «Педагог», «Заведующий», «Студент», «Предприниматель», «Непрерывность», «Education Community Leader». Победителями стали 211 участников.
Елена Климова
Добавить комментарий