Татьяна Владимировна Домникова: «Конкурс побуждает творить»
В число победителей VI Международного конкурса им. Льва Выготского, в котором участвуют профессионалы дошкольного и начального образования, а в этом году еще и родители детей до 12 лет, вошли 5 педагогов из Новосибирска, в том числе Татьяна Владимировна Домникова, воспитатель высшей категории МБДОУ д/с № 509.
– В первом задании конкурса (эссе) Вы пишете о воспитании доброты и сострадания, как бы в противовес стремлению к успеху, которое сегодня становится вектором воспитания. Могут ли эти тренды сосуществовать? Воспитание ребенка, который заботится о живом мире вокруг и притом успешен в других областях жизни (учебе, спорте, хобби), – это невозможно?
– В первом задании я говорю о том, что является лично для меня движущей силой в моей работе. Только дети заставляют творить, побуждают педагога создавать воспитательно-образовательную среду, в которой педагог идет за их интересами, любознательностью и самостоятельностью, ту среду, в которой снова можно увидеть искру неподдельной детской радости и восхищения. Конечно, духовно-нравственное воспитание проходит красной нитью через весь процесс воспитания. Хочется вспомнить слова Теодора Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества». Только сила нашей духовности сохранит наш народ и будущее страны.
– В какой мере воспитатель влияет на формирование личности ребенка?
– Духовно-нравственное воспитание – это комплексная проблема, решать которую можно только сообща, включая в этот процесс всех членов социума: детей, педагогов и семью.
– Мультфильм «Три качества родительских посланий», который Вы выбрали для одного из заданий конкурса – киноклуба – просветительско-воспитательный, но уже не для детей, а для родителей. Мультфильм короткий, но емкий. Как проходило обсуждение? Что говорили родители и коллеги после показа?
– Обсуждение мультфильма проходило с коллегами, родителями, психологами и логопедами. Были затронуты темы, которые касаются всех нас. Какова роль личного примера в воспитании детей? Как наши слова и поступки влияют на жизнь наших детей? Как не навредить и найти ту золотую середину, чтобы было комфортно и детям, и нам? Как развить полезные качества ребёнка: самостоятельность, активность, как научить его справляться с трудностями современного мира? Эти и многие другие вопросы поднимались в ходе обсуждения. Конечно же, нет единого правила на все случаи жизни, каждый ребёнок уникален, как и уникальны и наши с ним отношения. Все мы вместе, педагоги и родители, должны учиться любви и ответственности, заботе и уважению.
– Многие Ваши коллеги отмечали в анкетах, что конкурс Рыбаков Фонда побуждал творить. Разве в буднях воспитателя творчества недостаточно? Расскажите немного о Вашем каждодневном творчестве.
– Каждодневное творчество очень сложно описать, потому что приходится оценивать свою работу. Лично для меня в моей работе очень важна обратная связь с детьми, когда ты видишь их горящие восторженные глаза, их интерес, восхищение, ты понимаешь, что твоя работа проделана не зря, и ты снова ищешь, творишь вместе с ними, радуешься из победам, их росту.
– Зачем нужны конкурсы для педагогов? Учиться можно на курсах, в том числе, бесплатных, которых много в интернете, некоторые из них экспертного уровня.
– Конкурсы для педагогов нужны, потому что это профессиональный рост, обмен опытом, творческий процесс, который способствует презентации собственных находок и достижений, это ощущение единства педагогов всей страны.
Победа в конкурсе была, конечно, приятна и неожиданна. Но я написала в анкете для Рыбаков Фонда, которую нас попросили заполнить после конкурса, что участие даёт больше, чем победу: этот конкурс помогает профессионально расти, побуждает творить.
– Какое открытие Вы сделали для себя, участвуя в «Большой игре» Рыбаков Фонда?
– «Большая игра» Рыбаков Фонда – настолько захватывающий и увлекательный конкурс, каждый раз с волнением ждёшь, а что будет дальше? А какое следующее задание? Перед тем, как приступить к выполнению, несколько дней обдумываешь разные варианты. Конечно, испытываешь радость после завершения: я это могу, у меня это получается хорошо, я ещё хочу пробовать что-то новое и интересное! Ты сам открываешь в себе новые способности и качества, можешь стать организатором Киноклуба или провести родительское собрание в новом формате. Конкурс побуждает творить, процесс творчества приносит радость не только участнику, но всему сообществу, которое вовлечено в него: детям, родителям и педагогам. Спасибо организаторам за такой прекрасный и замечательный конкурс!
Елена Климова
Добавить комментарий