Екатерина Николаевна Казакова: «Дети чувствуют, когда ты их понимаешь»

04.08.2023

Екатерина Николаевна Казакова, воспитатель высшей категории, учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 164 «Золотой петушок» – один из пяти новосибирских педагогов-победителей Международного конкурса имени Льва Выготского 2023 года в треке «Лидер».

– Вам только 27, начало профессионального пути, и уже высшая категория. Расскажите, как это получилось.

– Если коротко – я училась очно и работала. Было тяжело, но очень интересно. Если подробнее – я поступила в НГПУ на дошкольное отделение в 2014 г. Планировала идти на психолога в НГУ, еще хотела в театральный. Но судьба привела в педагогический. Дети и творчество были мне не чужды. Решила: что ж, лишним точно не будет. Когда свои дети появятся – знания пригодятся.

И уже на 1 курсе поняла, что влюбилась в профессию. Нам задали написать реферат. Я, единственная из однокурсников, отправилась ради материала для реферата в детский сад. Спасибо родителям: помогли договориться с заведующей. Помню, как сидела в сторонке и смотрела на все происходящее изумленными глазами. Как у воспитателей получается управляться с таким количеством детей?! Потом мне даже предложили с детьми поиграть. И опять был шок: я не знаю, что и как надо сделать, чтобы ребят увлечь и организовать! Теория, которую изучаешь в вузе, от реальности отличается. В общем, я осталась в этом саду на практику, и со временем устроилась на работу. Моей наставницей была и остается Светлана Сергеевна Епанчинцева. Только теперь она еще и друг семьи. И мы уже обмениваемся идеями и обсуждаем результаты.

После окончания дошкольного отделения сразу подала на 1 категорию и рискнула пойти на заочное в магистратуру. Тогда же убедилась, что это точно моя судьба. На бюджет поначалу дали 6 мест. Я в рейтинге стояла на 7-ой строчке. И вдруг с очного отделения добавилось 7-е место! Окончила магистратуру по специальности учитель-дефектолог и досрочно аттестовалась на высшую категорию.

Чему научила Вас наставница?

– Гореть профессией, любить ее, любить и принимать детей такими, какие они есть. Даже если у тебя в группе сложный ребенок, ты понимаешь: он проживает в саду свое дошкольное детство, каким оно будет – в большой степени зависит от тебя, от твоего профессионализма. Мы не должны любить своих воспитанников так, как любят собственных детей. Но мы должны так с ними общаться, чтобы ребенок понимал: он всегда может к тебе подойти и получить объяснение, помощь, поддержку. Даже если у тебя стресс и неприятности, на отношении к ребенку это не должно отразиться. К каждому воспитаннику у тебя должен сформироваться индивидуальный подход.

– Индивидуальный подход хорош, если в группе 10 детей, а если 30, как у большинства воспитателей? Да и у Вас, наверное?

– Индивидуальному подходу учишься, как и всем премудростям профессии. Когда ты только знакомишься с новыми детьми, тебе надо просто собрать их вместе и поговорить так, чтобы каждый тебя услышал. А потом знакомишься с детьми поближе и уже понимаешь, какой подход нужен к детям: с одним говоришь построже, с другим убедительней, третьего надо попросить помочь и т. д. Простой пример: мы собираем игрушки. Один охотно собирает. Другой начинает с тобой торговаться: а что мне за это будет? Третий просто наотрез отказывается.

– И что же с таким делать?

– Ну вот, конкретный Витенька (имя я изменила) может долго отказываться. Но когда ты его попросишь: «Ты мне очень сильно поможешь, если соберешь игрушки», – так он не только свое приберет, он еще за другими ребятами проследит, чтобы все порядок навели.

Если у ребенка неконтролируемая агрессия, то в нашем детском саду всегда есть возможность позвать на помощь любого специалиста, от методиста до заведующей, чтобы кто-то остался с группой. А ты выходишь с «возмутителем спокойствия» в другое помещение. Пусть он израсходует безопасно свою энергию, а потом мы беседуем. Я рассказываю ему, у кого могут быть неприятности из-за его поведения: «Не у тебя, ты еще маленький. Проблемы и огорчения будут у воспитателя, родителей, заведующей». Вижу постепенно понимание в глазах растет. Тогда начинаем вместе искать выход. Когда ты говоришь правду, не угрожаешь, не кричишь, не шантажируешь, а спокойно рассказываешь, к чему какие поступки приводят, у ребенка появляется контроль. У нас есть один такой воспитанник, которому сложно со своими реакциями, в особых случаях я его отвожу в отдельную комнату, оставляю одного (хотя сама присматриваю, конечно). Он так «в одиночестве» побудет, потом приходит: «Я все!» Все? Ну, вот и отлично. Пойдем рисовать, направим твои эмоции в творчество!

– Хвалить и поощрять тоже надо индивидуально? Недавно была свидетелем дискуссии: хвалить следует за старание или за результат?

– Есть у меня один воспитанник. Когда я начала с этой группой работать, ребенок не рисовал вообще, у него получалась «разноцветная каша» на бумаге. А сейчас у него потихоньку начинают прорисовываться детали, это мелочи, но ты их видишь, сравниваешь с тем, что было – и как же его не похвалить? И у ребенка начинают гореть глаза, и он тебе благодарен за то, что ты увидела его старания, разглядела его успех, он в себя поверил. Это все маленькие шажочки. Но ты их видишь. Объяснить, из чего состоит индивидуальный подход, невозможно. Наверное, из эмпатии. Ты с ребенком общаешься, играешь, ты его понимаешь – и он это чувствует.

– В старом, но до сих пор памятном фильме про педагогов, была фраза, ставшая крылатой: «Счастье, это когда тебя понимают». Там был опытный учитель и молодые, которые по сравнению с ним проигрывали. Сегодня молодые педагоги работают ярко, это видно даже по интервью с победителями «Большой игры». Что объединяет молодых педагогов? И чего им не хватает, почему некоторые оставляют профессию, поработав после вуза?

– Что объединяет? Это такие люди… они работой живут. Для них работа – как любимое хобби. Надо прийти в субботу снять видео? Не проблема. Вернулся домой после рабочего дня, и почему-то оказываешься за компьютером, смотришь что-то по профессии, игры, проекты. И оказывается, уже час ночи. Давно пора спать… А тебе так интересно, ты и не заметил. Педагогическая работа – это образ жизни.

Не хватает новичкам наставничества, сопровождения на первом этапе. Ты приходишь к детям, когда знания у тебя есть, а опыта нет. На нашей работе случается всякое, часто только опыт поможет разрулить ситуацию и сохранить душевное спокойствие. От травм детских, к примеру, никуда не денешься. Мы в свою смену несем полную ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, и не все могут с этим грузом справиться. Это нормально и правильно, когда родители сильно переживают за своих детей. Но не всегда они свои переживания доносят до нас тактично и дипломатично. Я видела несколько девочек, которые резко сменили профессию, потому что не могли так переживать. Бывает, что ребенок немного травмировался, порезался, например, ты все сделал как надо, всех уведомил, первую медицинскую помощь ребенку оказали, да и травма пустяковая. Но ты все равно ночь не спишь, беспокоишься. Только наутро, когда выясняется, что с ребенком все в порядке, можно выдохнуть. Это, в самом деле, тяжело. Поддержка опытного коллеги может стать решающей в выборе: уйти или остаться.

– Остаться ради чего? Что главное в Вашем деле?

– По ФГОС главная ценность – чтобы ребенок в детском саду проживал свой период детства. Не столько обогащался знаниями, не только приобретал умения и навыки, это все второй план. На первом – проживание детства. И ты сопровождаешь его в этот период. Я считаю, это самое важное: понять ребенка и дать ему возможность прожить детство благополучно и радостно.

– Дети неизбежно вырастают и уходят. А Вы? Куда расти успешному воспитателю?

– Я заметила, что ко мне часто приходят за профессиональными советами. Возможно, я буду нести дальше свои навыки и знания. А может быть, стоит попробовать организовывать конференции, региональную школу и другие педагогические события. В любом случае я не хочу останавливаться и повторять только то, что я уже неплохо умею. Буду искать.

Елена Климова

Добавить комментарий

Target Image