Рождественский литературный салон
9-11 января в Центре внешкольной работы «Галактика» и в Молодежном шахматном клубе прошел рождественский литературный салон для участников творческого объединения «Жанр», обучающихся по программе «Художественное слово».
Русские литературные салоны появились в конце XVIII века, пережили короткий, но бурный расцвет в первой трети XIX века, в пушкинскую эпоху, а потом стремительно утратили популярность. В 1820-1830-х годах в салонах Москвы и Петербурга собирался весь цвет образованного общества: поэты и писатели, художники и музыканты, архитекторы и скульпторы, русские аристократы и иностранные дипломаты. В салонных беседах уделялось внимание литературным и художественным новинкам, обсуждались исторические сюжеты и современные европейские события, велись споры и об искусстве, и об экономике и политике. Воспоминания современников, единодушных в своем отношении к этим «культурным оазисам», передают удивительную, изысканную атмосферу салонов той эпохи с ее интеллектуальным блеском, неизменной благожелательностью, тонкой любезностью и непринужденным весельем.
Создавались русские салоны по образцу знаменитых парижских салонов, хорошо известных русским аристократам и по литературе, и по собственным наблюдениям. Культурная модель, постепенно формировавшаяся во Франции на протяжении многих десятилетий, по-своему была реализована в России очень быстро и успешно. Блестящие салоны обеих столиц – Петербурга и Москвы, нисколько не уступали прославленным европейским образцам. В них собиралось избранное общество, уровень интеллектуальных и этических запросов которого намного превышал средний уровень русского дворянства. В 1820-х годах, когда литература начинала занимать доминирующее положение в русской культуре, салон стал центром отечественной литературной жизни.
Особенный шарм салонной культуры состоит в своеобразном сплаве серьезности и легкомыслия. Важная особенность салона – непринужденность: интеллектуальные разговоры сочетаются в них с почти ребяческими забавами и развлечениями. Подсказка для гостей: без остроумия в литературном салоне делать нечего!
В этот вечер всем гостям было предложено перенестись в ту далекую историческую эпоху и заглянуть в типичный для того времени русский литературный салон. Пространство события было организовано особым образом – так, чтобы за удобно расставленными и нарядно украшенными столиками создавались уютные группы по интересам. Всем приглашенным было предложено сладкое угощение и горячий чай.
Открыли салон краткий экскурс в историю отечественной салонной культуры и подготовленный педагогом Ириной Викторовной Поповой рождественский киноконцерт. Музыкальные номера, дуэты, арии и искрометные диалоги из лучших советских фильмов-оперетт задали особый приподнятый, праздничный тон зимнему вечеру: «Летучая мышь» («Ленфильм», 1978); «Сильва» («Ленфильм», 1981); «Продавец птиц» («Лентелефильм», 1982); «Цыганский барон» («Лентелефильм», 1988).
Излюбленным занятием посетителей салонов всегда была светская беседа, и главный предмет разговора составляла литература, а потому непременно устраивались и литературные чтения. Вот и на этот раз, по сложившейся традиции, гости выступили одновременно в роли чтецов и внимательных слушателей, обратясь к пронзительной истории «Девочка со спичками», рассказанной великим датским писателем, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых Гансом Христианом Андерсеном. Это трогательный святочный рассказ о маленькой бедной сиротке, вынужденной продавать спички прохожим на улице. В последний день старого года девочке не удается продать ни единой спички, за весь день ей не подали ни гроша, и малютка не решается вернуться домой, в холодную комнату на чердаке, где ее наверняка побьет отец. Раздетая, босая, она садится за выступом дома прямо на снег и начинает одну за другой зажигать непроданные спички-свечки. В отблесках пламени девочка видит красивые картинки, которых никогда не было в ее жизни: жаркую печь, праздничный стол с рождественским гусем, роскошную елку с тысячами свечей. С этими воображаемыми картинками девочка и возносится «туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха»… Народному артисту СССР Олегу Павловичу Табакову прекрасно удалось передать эту щемящую новогоднюю историю. Светлые слезы сострадания подступают к горлу, стоит только начать слушать аудиокнигу.
В светских салонах XIX века не только читали стихи и прозу, беседовали об искусстве, но и проводили время между танцами и музыкой за увлекательными подвижными и интеллектуальными играми. Современные подростки с большим интересом узнали, какой досуг был популярен во времена, когда не было ни телевидения, ни интернета, ни даже электричества. Одна из самых популярных забав – фанты – дошла до наших дней и чрезвычайно развеселила и повысила настроение всем участникам. Мероприятие проходило накануне старого Нового года, а потому в качестве развлечения гостям была предложена словесная игра «Новогоднее буриме». С отменным чувством юмора и веселыми шутками ребята зачитывали стихотворения-импровизации собственного сочинения на заданные рифмы.
Весь вечер в литературном салоне царила непринужденная обстановка, чему немало способствовало его музыкальное обрамление: гостей ждал настоящий фейерверк полонезов, вальсов и полек, созданных Петром Ильичем Чайковским и прославленным семейством Штраусов. А в финальной части встречи прозвучал знаменитый «Марш Радецкого» Иоганна Штрауса-отца под дружные бурные аплодисменты публики, пребывающей в отличном настроении и не сдерживающей положительных эмоций.
И, конечно, никто из ребят не остался без приятного рождественского подарка!
Зимнее очарование морозного вечера, приятное общество, яркие впечатления и благодарные отзывы участников позволяют надеяться на то, что литературный салон еще не раз гостеприимно распахнет свои двери.
Материал подготовила Попова И. В.,
педагог дополнительного образования
МБУДО ЦВР «Галактика»
Добавить комментарий