Рождественский литературный салон

15.01.2025

9-11 января в Центре внешкольной работы «Галактика» и в Молодежном шахматном клубе прошел рождественский литературный салон для участников творческого объединения «Жанр», обучающихся по программе «Художественное слово».

Русские литературные салоны появились в конце XVIII века, пережили короткий, но бурный расцвет в первой трети XIX века, в пушкинскую эпоху, а потом стремительно утратили популярность. В 1820-1830-х годах в салонах Москвы и Петербурга собирался весь цвет образованного общества: поэты и писатели, художники и музыканты, архитекторы и скульпторы, русские аристократы и иностранные дипломаты. В салонных беседах уделялось внимание литературным и художественным новинкам, обсуждались исторические сюжеты и современные европейские события, велись споры и об искусстве, и об экономике и политике. Воспоминания современников, единодушных в своем отношении к этим «культурным оазисам», передают удивительную, изысканную атмосферу салонов той эпохи с ее интеллектуальным блеском, неизменной благожелательностью, тонкой любезностью и непринужденным весельем.

Создавались русские салоны по образцу знаменитых парижских салонов, хорошо известных русским аристократам и по литературе, и по собственным наблюдениям. Культурная модель, постепенно формировавшаяся во Франции на протяжении многих десятилетий, по-своему была реализована в России очень быстро и успешно. Блестящие салоны обеих столиц – Петербурга и Москвы, нисколько не уступали прославленным европейским образцам. В них собиралось избранное общество, уровень интеллектуальных и этических запросов которого намного превышал средний уровень русского дворянства. В 1820-х годах, когда литература начинала занимать доминирующее положение в русской культуре, салон стал центром отечественной литературной жизни.

Особенный шарм салонной культуры состоит в своеобразном сплаве серьезности и легкомыслия. Важная особенность салона – непринужденность: интеллектуальные разговоры сочетаются в них с почти ребяческими забавами и развлечениями. Подсказка для гостей: без остроумия в литературном салоне делать нечего!

В этот вечер всем гостям было предложено перенестись в ту далекую историческую эпоху и заглянуть в типичный для того времени русский литературный салон. Пространство события было организовано особым образом – так, чтобы за удобно расставленными и нарядно украшенными столиками создавались уютные группы по интересам. Всем приглашенным было предложено сладкое угощение и горячий чай.

Открыли салон краткий экскурс в историю отечественной салонной культуры и подготовленный педагогом Ириной Викторовной Поповой рождественский киноконцерт. Музыкальные номера, дуэты, арии и искрометные диалоги из лучших советских фильмов-оперетт задали особый приподнятый, праздничный тон зимнему вечеру: «Летучая мышь» («Ленфильм», 1978); «Сильва» («Ленфильм», 1981); «Продавец птиц» («Лентелефильм», 1982); «Цыганский барон» («Лентелефильм», 1988).

Излюбленным занятием посетителей салонов всегда была светская беседа, и главный предмет разговора составляла литература, а потому непременно устраивались и литературные чтения. Вот и на этот раз, по сложившейся традиции, гости выступили одновременно в роли чтецов и внимательных слушателей, обратясь к пронзительной истории «Девочка со спичками», рассказанной великим датским писателем, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых Гансом Христианом Андерсеном. Это трогательный святочный рассказ о маленькой бедной сиротке, вынужденной продавать спички прохожим на улице. В последний день старого года девочке не удается продать ни единой спички, за весь день ей не подали ни гроша, и малютка не решается вернуться домой, в холодную комнату на чердаке, где ее наверняка побьет отец. Раздетая, босая, она садится за выступом дома прямо на снег и начинает одну за другой зажигать непроданные спички-свечки. В отблесках пламени девочка видит красивые картинки, которых никогда не было в ее жизни: жаркую печь, праздничный стол с рождественским гусем, роскошную елку с тысячами свечей. С этими воображаемыми картинками девочка и возносится «туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха»… Народному артисту СССР Олегу Павловичу Табакову прекрасно удалось передать эту щемящую новогоднюю историю. Светлые слезы сострадания подступают к горлу, стоит только начать слушать аудиокнигу.

В светских салонах XIX века не только читали стихи и прозу, беседовали об искусстве, но и проводили время между танцами и музыкой за увлекательными подвижными и интеллектуальными играми. Современные подростки с большим интересом узнали, какой досуг был популярен во времена, когда не было ни телевидения, ни интернета, ни даже электричества. Одна из самых популярных забав – фанты – дошла до наших дней и чрезвычайно развеселила и повысила настроение всем участникам. Мероприятие проходило накануне старого Нового года, а потому в качестве развлечения гостям была предложена словесная игра «Новогоднее буриме». С отменным чувством юмора и веселыми шутками ребята зачитывали стихотворения-импровизации собственного сочинения на заданные рифмы.

Весь вечер в литературном салоне царила непринужденная обстановка, чему немало способствовало его музыкальное обрамление: гостей ждал настоящий фейерверк полонезов, вальсов и полек, созданных Петром Ильичем Чайковским и прославленным семейством Штраусов. А в финальной части встречи прозвучал знаменитый «Марш Радецкого» Иоганна Штрауса-отца под дружные бурные аплодисменты публики, пребывающей в отличном настроении и не сдерживающей положительных эмоций.

И, конечно, никто из ребят не остался без приятного рождественского подарка!

Зимнее очарование морозного вечера, приятное общество, яркие впечатления и благодарные отзывы участников позволяют надеяться на то, что литературный салон еще не раз гостеприимно распахнет свои двери.

Материал подготовила Попова И. В.,
педагог дополнительного образования
МБУДО ЦВР «Галактика»

Добавить комментарий

Target Image