Школа молодого учителя математики

28.01.2025

20 января на базе гимназии № 1 в рамках деятельности муниципального методического объединения учителей математики города Новосибирска состоялось второе занятие Школы молодого учителя математики «Формирование функциональной математической и читательской грамотности при обучении математике».

Формирование читательской и математической грамотности – это сложный процесс, требующий системного подхода и использования разнообразных методов. Внимание к этим аспектам позволяет не только улучшить успеваемость обучающихся, но и подготовить их к успешной адаптации в современном обществе.

Татьяна Геннадьевна Истомина, учитель математики МАОУ «Гимназия № 1», руководитель ММО учителей математики, поделилась с молодыми коллегами опытом по формированию функциональной читательской грамотности обучающихся на уроках математики. В своем выступлении она отметила, что умение работать с текстовыми задачами является ключевым аспектом успешного обучения математике. Чтобы решить задачу обучающийся должен уметь читать внимательно, выделять ключевые моменты, анализировать информацию и строить логические цепочки. Один из приемов формирования читательской грамотности – чтение задач вслух и обсуждение их содержания вместе с обучающимися. Это помогает выявить трудности в понимании текста и обсудить возможные пути решения проблемы. Также можно использовать метод анализа структуры задачи, предлагая ученикам разбивать задачу на части и определять, какая информация необходима для каждого шага решения.

Светлана Васильевна Первушина, учитель математики МБОУ Лицей № 113, поделилась с молодыми коллегами опытом по формированию функциональной математической грамотности обучающихся на уроках математики. В своем выступлении Светлана Васильевна отметила, что математическая грамотность подразумевает не просто знание формул и правил, но и умение использовать эти знания в повседневной жизни. Математика – это не абстрактная наука. Она окружает нас повсюду: от расчёта бюджета до планирования времени. Поэтому важно научить детей видеть математику вокруг себя и уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Для формирования математической грамотности Светлана Васильевна использует разнообразные задания, основанные на реальных ситуациях. Например, обучающиеся решают задачи, связанные с планированием семейного бюджета, расчетами стоимости товаров или оценкой времени на выполнение определённых действий. Такие задания помогают обучающимся понять практическое значение изучаемых понятий и развить навыки критического мышления.

С молодыми коллегами был проведен практикум, во время которого они в результате групповой работы выполняли задания, состоящие из двух частей:

1. Составление вопросов к выданному тексту. Необходимо было придумать вопросы по трём направлениям: математика/алгебра, геометрия и теория вероятностей и математическая статистика. Это задание позволило участникам глубже погрузиться в содержание текста и осмыслить его с разных точек зрения, учитывая специфику каждой области математики.

2. Создание собственного текста и вопросов к нему. Здесь участники проявили творческий подход, разрабатывая собственные учебные материалы. Придумывание вопросов к своему тексту требует тщательного анализа и понимания материала, что также развивает навыки критического мышления.

Важным элементом практической части стало публичное представление разработанных материалов и обсуждение их с опытными педагогами. Такое обсуждение дало молодым коллегам возможность получить обратную связь, которая может быть использована для улучшения их будущих учебных проектов. Вопросы и комментарии опытных коллег позволили выявить слабые места в разработке и способствовать профессиональному росту.

Таким образом, данный подход к организации практических занятий направлен на комплексное развитие педагогических навыков, включая аналитическое мышление, креативность и умение работать в команде.

Добавить комментарий

Target Image