Методический ПРОактив «Современные тенденции развития математического образования»

31.03.2025

27 марта на базе МБОУ СОШ № 54 состоялся городской Методический ПРОактив с всероссийским участием «Современные тенденции развития математического образования: преемственность, качество, интеграция».

В мероприятии приняли участие руководители дошкольных и общеобразовательных организаций, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, методисты, учителя начальных классов, учителя математики, воспитатели дошкольных образовательных организаций.

Модератор пленарной части мероприятия, руководитель центра непрерывного профессионального развития МАУ ДПО «НИСО» Ирина Николаевна Суворова поприветствовала участников и открыла ПРОактив.

Елена Юрьевна Плетнева, директор МАУ ДПО «НИСО», в своем выступлении акцентировала внимание на важности получения математического образования в современном быстро изменяющемся мире. Математическое образование способствует не только интеллектуальному развитию личности, функциональной грамотности, логического и критического мышления, но и помогает лучше понимать мир вокруг. «Математика» как предмет общего образования дает ребенку возможность понимать закономерности окружающей действительности и количественно определять её взаимосвязи. Повседневная математика позволяет применять математические знания на практике.

Валерия Ивановна Сутягина, начальник управления общего и дополнительного образования департамента образования мэрии города Новосибирска, кандидат педагогических наук, выступила с докладом «Развитие математического образования как приоритетное направление современной государственной политики в сфере образования». Валерия Ивановна выделила три основные группы проблем математического образования, представленные в Концепции развития математического образования, принятой 24 декабря 2013 года. Первая группа – проблемы, связанные с низкой учебной мотивацией обучающихся. Эти проблемы обусловлены недооценкой значимости математического образования обществом, несоответствием действительному уровню подготовки большей части обучающихся к выполнению заданий промежуточной и итоговой государственной аттестации. Вторая группа – проблемы содержания математического образования. Нарушена преемственность между уровнями образования. Кроме того, содержание математического образования устаревает и все более отдаляется от современных требований к подготовке профессионалов, использующих математические методы и знания. К третьей группе относятся проблемы с кадровым обеспечением качественного преподавания математики на всех уровнях образования. Отмечается несоответствие современным нуждам систем подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Также в своем выступлении Валерия Ивановна представила ряд решений по изменению сложившихся затруднений при обучении математике в общеобразовательных организациях города Новосибирска. Важным условием, как отметила Валерия Ивановна, является собственное желание учителя математики стать лучшим в своей профессии и главным учителем в жизни ребенка.

О роли преемственности получения математического образования от детского сада до вуза в своем выступлении рассказала Анна Викторовна Молокова, проректор по научно-методической работе и цифровизации, заведующий кафедрой начального образования, доктор педагогических наук, доцент ГАУ ДПО НСО «НИПКиПРО». Анна Викторовна акцентировала внимание на единой системе математического образования. Дошкольное воспитание является первым звеном. Выпускникам ДОО, поступающим в начальную школу, приходится адаптироваться к новым условиям. Их успехи во многом зависят от уровня сформированности готовности детей к школьному обучению, от качества знаний, умений и навыков, сформированных в дошкольный период их жизни, от уровня развития когнитивных интересов и познавательной деятельности ребенка. Далее ребенок, получив начальное общее образование, переходит на следующую ступень основного образования, а затем – и профессионального образования. Навыки, сформированные на ступени начального общего образования, являются фундаментом дальнейшего математического образования. Преемственность реализуется через опору на пройденное ранее и является основой для использования и развития знаний, представлений и способов деятельности детей, при этом низшие звенья перспективно ориентированы на требования последующих, что обеспечивает непрерывность процесса обучения.

Тимофеева Виктория Викторовна, заведующий МАДОУ д/с № 14, представила модель интеграции инженерной деятельности в процессе математического развития дошкольников, описала перспективные направления развития и инновационные подходы развития инженерной деятельности в детском саду.

Об опыте построения математических профилей, об образовательных математических траекториях обучения математике в образовательном центре «Горностай» на всех ступенях образования в своем докладе подробно рассказала Мария Ивановна Мазур, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ ОЦ «Горностай», кандидат педагогических наук, Почетный работник сферы образования РФ, член Правления регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Ассоциация учителей математики в Новосибирской области».

Прохорова Марина Викторовна, академический директор МАОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири», объяснила роль модульного подхода в изучении и оценивании математики как на уроках математики, так и на уроках информатики. Интегрированный подход является эффективным средством повышения качества обученности обучающихся.

Подолян Елена Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной математики ФГБОУ ВО НГТУ, председатель предметной комиссии по математике в Новосибирской области, остановилась на проблемах получения качественного математического образования в вузе, обозначила пути их решения.

В видеовыступлении Запивахина Марина Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики и физики БФ УУиТ, описала актуальные проблемы преподавания математики в профильных классах общеобразовательной школы. В условиях общеобразовательной школы необходимо предельно четко определить минимальный необходимый уровень математической подготовки, но при этом необходимо добиваться овладения основами математической культуры как важным средством развития мышления и ориентации в мире. Главное – научить мыслить, рассуждать, доказывать. Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно решать профессиональные задачи учителям математики, адекватно отвечая на вызовы времени, на современные потребности государства и общества; как обнаружить и пробудить талант и дать ему раскрыться в полной мере, как готовить умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых детей.

На Проактиве были представлены стендовые доклады и проекты, направленные на получение качественного математического образования. Модерацию стендовых докладов осуществляли: Климова Лариса Юрьевна, руководитель сектора развития дошкольного образования МАУ ДПО «НИСО», старший методист МАУ ДПО «НИСО» Степанова Наталья Анатольевна, методисты МАУ ДПО «НИСО»: Шестакова Евгения Владимировна и Проскурина Дарья Вячеславовна.

Организация мастер-классов дала практическую возможность познакомиться с инновационными образовательными методами, такими как игровые подходы в обучении математики, использование приёмов интерактивного обучения и развитие математических компетенций среди учеников и педагогов.

Темы мастер-классов были подготовлены по четырем направлениям обучения математике:

– Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий;

– Эффективные практики повышения качества математического образования на уровне начального общего образования;

– Активные методы и приёмы как основа эффективного обучения математике в школе;

– Профильное математическое образование как фактор профессионального самоопределения обучающихся.

Модерацию мастер-классов осуществляли: Саватеева Яна Николаевна, начальник отдела методического сопровождения общего образования МАУ ДПО «НИСО», старшие методисты МАУ ДПО «НИСО»: Ворфоломеева Ирина Петровна, Степанова Наталья Анатольевна, Курбасова Татьяна Павловна, Мелькова Вера Александровна, методисты МАУ ДПО «НИСО»: Шестакова Евгения Владимировна, Лискова Наталья Геннадьевна, Проскурина Дарья Вячеславовна.

По завершению Методического ПРОактива Саватеева Яна Николаевна, начальник отдела методического сопровождения общего образования МАУ ДПО «НИСО», поблагодарила всех участников и подвела итоги мероприятия. Всем выступающим были вручены благодарственные письма от МАУ ДПО «НИСО».

Участники мероприятия отметили важность и актуальность данного формата организации Методического ПРОактива. Своевременность затронутых вопросов вызвала большой интерес как к пленарной части мероприятия, так и к практической.

В мероприятии приняли участие 408 педагогических работников города и области.

Все участники ПРОактива выразили благодарность организаторам и оставили благодарные отзывы: «Проводите такие мероприятия чаще», «Очень информативно и актуально», «Современно и востребовано», «Своевременное и нужное».

Методист отдела методического сопровождения общего образования МАУ ДПО «НИСО»
Лискова Наталья Геннадьевна

Добавить комментарий

Target Image