Проектирование и реализация индивидуального учебного плана в соответствии с нормативными требованиями
30 мая в МАУ ДПО «НИСО» в рамках оказания адресной методической помощи прошел заключительный практико-ориентированный семинар «Проектирование и реализация индивидуального учебного плана в соответствии с нормативными требованиями» для руководителей, заместителей руководителей по УВР общеобразовательных организаций города Новосибирска, получивших предписания по результатам контрольно-надзорных процедур Министерства образования Новосибирской области. В семинаре приняли участие 24 человека.
На семинаре были рассмотрены актуальные вопросы организации образовательной деятельности по индивидуальному учебному плану (ИУП), в том числе по ИУП на дому (как для нормотипичных обучающихся, так и для обучающихся с ОВЗ). Право на обучение обучающимся по индивидуальному учебному плану (ИУП) может быть предоставлено при наличии таких оснований, как углубленное изучение отдельных дисциплин, модулей или курсов; ускоренный или замедленный темп освоения образовательной программы; длительное лечение; невозможность посещения школы в связи с профессиональной деятельностью в сфере спорта или творческой сферы.
Ирина Николаевна Суворова, руководитель структурного подразделения – Центра непрерывного профессионального развития МАУ ДПО «НИСО», обратила особое внимание участников семинара на нормативно-правовые документы при проектировании индивидуальных учебных планов. Организация обучения по ИУП в общеобразовательной организации регламентируется рекомендациями Минпросвещения России, разработанными для обеспечения возможности освоения образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану (от 26.02.2021 г. № 03-205 «О методических рекомендациях»).
Определение индивидуального учебного плана (ИУП) в соответствии со ст. 2 ФЗ обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей конкретного обучающегося, дополнено применительно к обучающимся, имеющим академическую задолженность, осваивающих ООП в условиях на дому, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (в рамках освоения адаптированной общеобразовательной программы), а также обучающихся, осваивающих ООП в условиях ускоренного обучения.
Ирина Николаевна также обозначила, что ИУП определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан более чем на один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся и обеспечивает достижение обучающимся результатов, предусмотренных образовательной программой. Реализация ИУП осуществляется в пределах осваиваемой обучающимся образовательной программы (адаптированной программы) соответствующего уровня в реализуемых школой формах, при этом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение.
Наталья Геннадьевна Лискова, методист отдела методического сопровождения общего образования МАУ ДПО «НИСО», актуализировала вопросы содержания, особенности проектирования и реализации ИУП для обучающихся с ОВЗ (детей-инвалидов). Обучение по ИУП, согласно законодательства РФ в сфере образования, организуется как в условиях общеобразовательной организации (ст. 34, п. 3 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ»), так и на дому (письмо Минпросвещения РФ от 24.11.2021 № ДГ-2121/07). Основанием для организации обучения на дому для обучающихся с ОВЗ (детей-инвалидов) являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) в общеобразовательную организацию на обучение по ИУП (ч. 5, ст. 41 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»).
Наталья Геннадьевна акцентировала внимание на то, что обучающиеся с ОВЗ принимаются на обучение по ИУП на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), рекомендованной ПМПК, только с согласия родителей (законных представителей). Общеобразовательная организация создает специальные условия для успешного освоения АООП, включая: освоение дополнительных общеобразовательных программ, реализацию программы воспитания, курсов внеурочной деятельности, обеспечивая социализацию данной категории обучающихся.
Елена Александровна Крючкова, руководитель отдела мониторинговых процедур МАУ ДПО «НИСО», рассмотрела вопросы корректировки локального нормативно-правого акта (ЛНА) в общеобразовательной организации в части реализации ИУП. Общеобразовательная организация при переводе обучающихся различных категорий на ИУП вносит соответствующие изменения в локальные нормативные акты с сохранением права на предоставление мер социальной поддержки обучающимся, в том числе в случаях, когда при предоставлении мер социальной поддержки необходимо посещение общеобразовательной организации.
Елена Александровна обратила особое внимание участников семинара на важную составляющую часть ЛНА: в актах должны быть определены формы, частота и порядок проведения оценочных процедур для таких обучающихся (ст. 28 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»), уровень, форма и срок реализации ИУП, порядок организации образовательной деятельности, определенным организацией и закрепленным в ее Уставе.
Участники практико-ориентированного семинара высоко оценили содержание и выразили благодарность организаторам.
Лискова Наталья Геннадьевна,
методист отдела методического сопровождения общего образования МАУ ДПО «НИСО»
Добавить комментарий