«Поколение мимими», учитель с большой буквы и современное образование
Накануне официального открытия Интерры-2013 в правительстве Новосибирской области прошел экспертный симпозиум «Ценность образования и ценности образования в социальном контексте».
В работе симпозиума участвовали более двадцати экспертов из России и Европейских стран. Среди спикеров – чиновники от министерства образования и науки Новосибирской области, представители вузов, социологи. Вел дискуссию директор Фонда социопрогностических исследований «Тренды» Владимир Супрун. Послушать экспертов пришли сотрудники вузов.
Согласно международным исследования, более 70% молодых людей в России получает высшее образование (меньше, чем в Финляндии, Южной Корее и Греции, но больше, чем в Канаде и Великобритании). Но по качеству общего (школьного) образования Россия находится на 72-ом месте, а по высшему – на 12-ом месте. Неизбежное старение преподавательских кадров, слабая подготовка абитуриентов, таковы только очевидные на первый взгляд причины таких результатов. Большую озабоченность вызывают глубинные изменения молодого поколения, появление так называемого «поколения мимими»: самоуверенность, лень, клиповое сознание, получение знаний небольшими кусочками, вот лишь небольшая часть характерных черт молодых людей. Отсюда проблема разрыва межпоколенческих связей, которая растет с каждым годом. Молодежь общается в социальных сетях с ровесниками, стирая границы между городами и странами, но не перенимает культурный опыт и знания своих родителей. Усугубляет эту проблему уменьшение количества разновозрастных детей в семье и вымирание дворовой культуры.
«Давление сверстников антиинтеллектуально, – говорит Марк Баурляйн, профессор английского в Emory. – Истории неизвестны люди, которые могли бы повзрослеть под влиянием одногодок. Чтобы развиваться, тебе нужны те, кто старше: 17-летние не взрослеют, если общаются только с 17-летними...»
Эти тенденции очень опасны для развития общества, ведь требования современного мира – это инновационная экономика. По мнению Иосифа Дискина, доктора экономических наук, время дешевой рабочей силы прошло. Для развития экономики необходимы инновации, а кто это не поймет в ближайшее время, может оказаться на обочине истории. России необходимо искать ниши в производственных секторах. И тут опять встает вопрос об образовании и кадрах, которые будут двигать страну вперед завтра. Иосиф Евгеньевич выступает категорически против очень модного сегодня «образования компетенций», они очень быстро устаревают, необходимо фундаментальное образование в области естественных наук, а также жесткая этическая среда (формирование национальной идеи).
«Стране нужны люди-патриоты, преданные своей родине», – говорит Иосиф Дискин.
Очень скептически к современным тенденциям относится декан Высшей школы телевидения МГУ им. Ломоносова, ведущий программы «Что делать?» (канал «Культура») Виталий Товиевич Третьяков.
«Сегодня мы не получаем честного ответа, что такое образование. Нет этого понимания и у участников процесса. Ничего лучше передачи знаний от учителя к ученику, глаза в глаза не придумали. Сейчас многие убеждены, что учеба должна быть игрой. Почему? Это серьезный труд. Образование – это система с жестко закрепленной иерархией, дисциплиной и подчинением. Массовое образование не может быть качественным. 90% созданного сегодня основано на классическом образовании, ценность которого проверена веками, тогда как технологии временное явление».
Вторит Виталию Товиевичу Олег Федорович Шабров, президент Академии политической науки, заведующий кафедрой политологии и политического управления РАНХиГС, д-р полит. наук: «Мы должны понимать для чего нам инновации. Сегодня сокращается время освоения культурных ценностей, знания получаемые студентами фрагментарны, молодые люди дистанцируются от реальности. Но в то же время они могут знать больше преподавателя. Поэтому очень важна непрерывная система образования. Преподаватель должен оставаться носителем ценностей, развивающим способности и мышление».
Здесь на первое место выходит вопрос, какой он современный преподаватель. Многие эксперты сходятся в том, что это должен быть преподаватель-практик, который занимается наукой, работает в лаборатории или как говорится «в полях». Тогда процесс обучения проходит интереснее и продуктивнее.
Подтверждением может служить работа Новосибирского государственного университета, который работает как научно-образовательный центр. Сергей Викторович Нетесов, проректор НГУ по научной работе, член-корреспондент РАН: «Мы учим новым знаниям в процессе создания новых знаний». Университет активно сотрудничает с институтами академии наук, технопарком, международными компаниями. С каждым годом растет количество грантов, выигранных учебным заведением. Такая работа дает хорошие результаты: студенты НГУ востребованы на рынке труда. «К окончанию университета на каждого студента по две-три заявки».
Большую озабоченность вызывает исключение гуманитарной составляющей в образовании.
Олег Альбертович Донских, заведующий кафедрой философии Института международных отношений и права НГУЭиУ, д-р филос. наук: «Мы должны определиться либо образовательные услуги, либо учитель с большой буквы. Сегодня идет затачивание студентов под бизнес и исключение гуманитарной составляющей формирования личности, а она – фундаментальность нации. Появляется вопрос: зачем 16 лет учиться, чтобы потом просто хорошо зарабатывать. Современные студенты не понимают, что бакалавр – это не высшее образование. Это дешевая рабочая сила, не имеющая перспектив на рынке труда после сорока лет».
Павел Сергеевич Селезнев, директор по международному сотрудничеству Финансового университета при Правительстве РФ, канд. полит. наук: «Размывая систему ценностей, мы теряем самобытность. Революция в образовании не учит думать, а учит знать».
Дискуссия участников симпозиума получилась очень насыщенной и оживленной, вопросы поставлены серьезные, но ответов на многие из них пока нет, кроме понимания особой роли педагога в образовательном процессе, которого не могут заменить современные технологии. Что воспитывать? Как воспитывать? Кто воспитывает – эти вопросы ждут своих ответов и решений. И с ними не стоит затягивать, чтобы не получилось как в великом произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не дает ответа».
Добавить комментарий