Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы в гимназии № 11

07.11.2013

6 ноября 2013 года в гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района состоялся мастер-класс «Формирование языковой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка, литературы, русской словесности через работу над текстом» учителя русского языка, литературы, русской словесности – Заслуженного учителя РФ, высшей квалификационной категории Риммы Александровны Осокиной.

Мастер-класс докладчика состоял из нескольких этапов:

– теоретический материал по данной тематике: виды чтения, этапы работы с текстом, фазы чтения, художественные детали;

– обсуждение вопросов: проблемы роли книги в жизни человека, проблемы отношения человека к Родине и родной земле, отношение человека к памяти о прошлом, к культуре и истории своей страны, проблемы взаимосвязи человека и природы, эстетические проблемы; методы обучения для достижения поставленной цели; актуальность технологии.

– практическая часть с аудиторией;

– представление творческих проектов (учащиеся 9 класса гимназии);

– анализ результативности по данной технологии.

В теоретической части были поставлены цели, задачи и раскрыты ведущие идеи. Цели работы Р.А. Осокиной:

– организация такого учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;

– формирование и развитие познавательного интереса к литературному наследию и  творческой деятельности;

– воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Ведущая идея: работа над текстом активно способствует формированию языковой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка, литературы, русской словесности, если:

– она опирается на изучение и анализ степени обученности работы над текстом;

– учитывает мотивацию к изучению литературного наследия;

– используется системно в образовательном процессе.

Подчёркивая актуальность данной технологии, Р.А. Осокина отметила, что язык является обязательным важнейшим средством человеческого общения, формирования личности, её духовного и эстетического развития. Именно такое понимание роли языка в обществе помогает сформулировать конечную цель преподавания предметов данного цикла в школе, понимаемую как «обучение свободной речевой деятельности и формирование у обучающихся элементарной языковой и коммуникативной компетенций, их умственное и  интеллектуальное развитие, воспитание языковой личности».  Таким образом, появилось понятие «речевое поведение», «речевой имидж», ставшее одним из аспектов имиджа человека, который складывается, корректируется и поддерживается в процессе его коммуникаций с другими людьми.

Аудитория на практике отработала приём «Капля дождя на стекле», вспомнив уроки литературы и русской словесности, под звуки дождя постаралась написать стихотворение и представить публике.

Процесс овладения языковым материалом, то есть формирование языковой и коммуникативной компетенций, наиболее эффективно осуществляется через работу над текстом, его анализом, то есть исследованием, через создание собственных текстов.

В завершении мастер-класса учащиеся 9-х классов гимназии представили свои собственные творческие проекты, и было видно, что они понимают важность обучения по данной технологии. Ведь совсем скоро во взрослой жизни по тому, какие слова они употребляют в речи, как выстраивают предложения, можно будет многое сказать о них самих.

Зезюля Л.Н.,

учитель английского языка МАОУ гимназии № 11

Добавить комментарий

Target Image