Форсайт-сессия для работников начального образования
20 августа 2015 года в НИПКиПРО состоялась Форсайт-сессия «Стратегия инновационного развития начального образования в Новосибирской области». Организовали и провели форсайт-сессию сотрудники кафедры начального образования НИПКиПРО (зав. кафедрой – А.В. Молокова, д-р пед. наук). В реализации и представлении форсайт-проектов приняли участие работники начального образования из образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, специалисты методических служб, преподаватели педагогических колледжей, всего более 100 человек.
Обсуждение неизбежных, вероятных и желаемых трендов в системе начального образования Новосибирской области проходило в соответствии с избранной формой события и сопровождалось выступлениями модератора сессии и руководителей форсайт-проектов:
-Молоковой Анны Викторовны, д-ра пед. наук, зав. кафедрой начального образования, старшего научного сотрудника научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО,
-Смолеусовой Татьяны Викторовны, канд. пед. наук, профессора кафедры начального образования НИПКиПРО, Почетный работник образования РФ,
-Погребняк Елены Викторовны, канд. пед. наук, доцента кафедры начального образования НИПКиПРО,
-Лукашенко Натальи Сергеевны, методиста кафедры начального образования НИПКиПРО,
-Понуровской Виктории Владимировны, методиста кафедры начального образования НИПКиПРО.
Форсайт-проекты были направлены на построение согласованного образа будущего в соответствии с актуальными стратегическими направлениями инновационного развития начального образования. Среди них:
-«Развитие социального партнерства в сфере начального образования»,
-«Инновационное развитие образовательного процесса в начальной школе»,
-«Обеспечение профессионального развития учителя начальных классов»,
-«Интеграция общего и дополнительного образования для развития младших школьников»,
-«Укрепление социального статуса и имиджа учителя начальных классов».
В качестве экспертов в форсайт-сессии приняли участие: Иващук Галина Алексеевна, победитель национального проекта «Образование», Заслуженный учитель РФ, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 г. Новосибирска; Качура Галина Владимировна, победитель национального проекта «Образование», Почетный работник образования РФ; учитель начальных классов МАОУ Гимназия № 12 г. Новосибирска и Колотушкина Галина Анатольевна, победитель национального проекта «Образование», Почетный работник образования РФ; учитель начальных классов МАОУ Лицей № 81 г. Новосибирска.
По мнению экспертов форсайт-сессия проведена на высоком уровне, активность участников была продуктивной. Эксперты отметили четкое соблюдение регламента форсайт-сессии, значимость рассматриваемых трендов, эффективное управление коммуникацией и высказали свои предложения по коррекции образа будущего в аспектах обсуждаемых проблем.
Предложения участников форсайт-сессии педагогическому сообществу в контексте инновационного развития начального образования:
- обеспечивать инновационное развитие образовательного процесса в начальной школе посредством усиления внимания к духовно-нравственному воспитанию, организации самостоятельной проектной и исследовательской деятельности, использования диалоговых методов обучения и воспитания, в том числе через форумы, квесты, форсайт-сессии, онлайн-уроки, уроки-экскурсии, бинарные уроки по всем учебным предметам, а также инновационных образовательных технологий (фасилитированная дискуссия, РКМЧП, «Образ и мысль», ТРИЗ, ИКТ и др.);
- создавать для развития социального партнерства в сфере начального образования социальные сетевые сообщества, проблемные партнерские объединения, реализовывать межшкольные проекты, опираясь на запускающие новые тренды технологии: проблемного анализа, форсайта, моделинга, кластерной интеракции, социально-геймовой коммуникации и другие;
- использовать для профессионального развития учителя начальных классов возможности корпоративного повышения квалификации, персонифицированного финансирования этого процесса, сетевого взаимодействия образовательных организаций и педагогов, обмена педагогическими кадрами, заключения образовательных контрактов, предполагающих учет эффективности вложений организации в профессиональный рост учителя;
- применять такие форматы интеграции общего и дополнительного образования для развития младших школьников как образовательный туризм, сетевые формы взаимодействия (клубы, творческие лаборатории, мастерские и проч.); привлекать бизнес, некоммерческие организации и общественные объединения к долгосрочному сотрудничеству для ресурсной поддержки детских проектов;
- укреплять социальный статус и имидж учителя начальных классов через сокращение бумажной отчетности, обеспечение специализированной правовой поддержки педагогов, создание здоровьесберегающих условий профессиональной деятельности, реализацию государственной поддержки учителей в период экономического кризиса, а также позитивно окрашенное телевизионное, радио и Интернет освещение результатов педагогического труда и образовательных событий региона (конкурсы, олимпиады, проекты и проч. учеников и учителей);
Рефлексивные суждения участников форсайт-сессии подтвердили эффективность используемой формы коммуникации работников начального образования. Об этом свидетельствуют их высказывания, отраженные в анкетах:
«Понравился высокий уровень организации, соблюдение регламента, активность всех участников»;
«Замечательная, интересная, новая форма работы»;
«Новую технологию будем внедрять в свою работу»;
«Удивило деловое и личностное сотрудничество и заинтересованность незнакомых людей»;
«Заинтересовало управление групповой деятельностью: организация, своевременная коррекция, рефлексия. А также законченность процесса, оценка значимости результата» и т.д.
Добавить комментарий