Исследование: ценностные ориентации современной молодёжи

19.07.2022

В рамках Всероссийского семинара-совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Агре выступила с презентацией результатов исследования ценностных ориентаций современной молодёжи.

Как проводилось исследование?

Целью исследования стало выявление взаимозависимости ценностных ориентаций школьников, учащихся организаций СПО, их родителей и педагогов, а также механизмов передачи соответствующих ценностей от взрослых детям.

В беседах и последующем анкетировании принимали участие респонденты из всех федеральных округов Российской Федерации:

  • учащиеся общеобразовательных школ, СПО (14–18 лет);

  • молодёжь (19–35 лет);

  • родители детей 14–18 лет;

  • педагоги школ (гимназий), техникумов, колледжей.

Всего в анкетировании задействовано более 78 тысяч школьников и 74 тысяч родителей, более 44 тысяч педагогов и более 11 тысяч представителей молодёжи из 85 регионов Российской Федерации.

Все участники отвечали на вопросы в рамках пяти тематических блоков:

  • общение и взаимоотношения;

  • отношение к Родине;

  • отношение к собственному «Я»;

  • познавательные интересы, в том числе интерес к труду и профессии;

  • отношение к окружающему миру, природе.

Тематические блоки выбраны не случайно, они соотносятся с основными направлениями воспитания. Напомним, всего их в рабочей программе воспитания обозначено семь:

  • гражданско-патриотическое;

  • духовно-нравственное;

  • эстетическое;

  • экологическое;

  • трудовое;

  • физическое;

  • познавательное.

Каковы результаты и выводы?

Среди значимых результатов исследования особое внимание привлекают следующие данные.

1. Родители существенно переоценивают доверие своих детей к ним. Только 5% родителей считают, что сыновья и дочери не делятся с ними никакими своими переживаниями. Дети выбирают этот вариант ответа в 5 раз чаще – в 25% случаев. Причём 75% опрошенной молодёжи убеждены, что в сложной ситуации могут рассчитывать только на себя. 47% учащихся рассчитывают на помощь родителей и только 2 и 4% – на помощь педагогов и государства.

2. У детей нет личных примеров для подражания, героев, «идеалов». Родители выступают в роли такого примера редко. Более половины опрошенных детей не называют героев любимых книг и блогеров, вообще затрудняются назвать любимую книгу, 68% детей до 18 лет ни на кого не хотят быть похожими. Та же ситуация и с молодёжью: для них никто не выступает примером для подражания, а своё «Я» молодые люди 19-35 лет определяют через понятие гармонии во всех сферах жизни, самореализации и социальной полезности.

3. Трудолюбие и получение высшего образования не имеют большого значения для детей и молодёжи, ценность труда отсутствует. 61% учащихся затруднились назвать качества характера, которыми хотели бы обладать, среди названных – стрессоустойчивость, ответственность, твёрдость характера. Успех в жизни для современных детей – это создание крепкой семьи, интересная работа, карьера, здоровье и верные друзья. 51% детей до 18 лет не считают высшее образование необходимым для современного человека, в то время как 67% родителей и 61% педагогов уверены: без него не стать квалифицированным специалистом и не устроиться на приличную работу. Профессиональный выбор молодёжи в большей степени зависит от желания высокой заработной платы и личных интересов. Мотив служения людям в выборе профессии детьми и молодёжью прослеживается крайне редко.

4. Гражданская позиция у современных детей и молодёжи сформирована слабо. Нет осознания гражданской ответственности, интереса к участию в делах страны, хотя для 51% детей до 18 лет и 62% молодёжи 19-35 лет проявлять свою гражданскую позицию важно. Более трети учеников в 2022 году не участвовали ни в каких школьных мероприятиях. Только 5% опрошенных детей состоят в какой-либо общественной организации, хотя родители и учителя думают, что таких детей больше – 8 и 16% соответственно.

5. Более половины (68%) учащихся считают себя патриотами, однако 11% (и 5% родителей) заявляют о желании полной эмиграции в будущем. Это свидетельствует о противоречивом понимании патриотизма современными детьми и подростками. Эмоции, которые испытывают несовершеннолетние участники исследования при мыслях о России: вера (52%), гордость (50%) и любовь к своей стране (48), а также тревога за неё (15%), безразличие (11%) и разочарование (7%). В ответах детей, молодёжи и родителей (в отличие от педагогов) не фигурирует понятие «малая родина», а определение патриотизма как любви к Родине представляется языковым клише, без раскрытия этого понятия в поступках человека.

6. Традиционные и семейные ценности постепенно трансформируются: среди молодежи все чаще звучит тема нежелания иметь детей. Обязательным условием для вступления в брак для большинства становится финансовая и профессиональная состоятельность. Молодёжь проявляет интерес к истории и традициям семьи, но уже не проецирует эти ценности на себя. А представления о духовно-нравственных ценностях у детей и молодёжи размытые: зачастую происходит подмена понятий «ценности» и «качества личности»

7. По сравнению с 2021 годом, уровень осведомлённости семей о программах воспитания в 2022 году вырос: сегодня о действии таких программ в образовательных организациях знают 51% родителей (15% – по данным 2021 года). 19% родителей участвовали в её разработке для образовательной организации своего ребёнка. Педагоги и родители единодушно акцентируют внимание на необходимости гражданско-патриотического, трудового и духовно-нравственного воспитания в рамках реализации программ воспитания.

Проанализировав полученные результаты исследования ценностных ориентаций современной молодёжи, можно сделать следующие выводы:

  • Родители и педагоги говорят об утрате молодёжью традиционных духовно-нравственных ценностей, отсутствии уважения и эмпатии друг к другу и к старшим, установлении жёсткой личной границы во взаимоотношениях с близкими. При этом родители проводят с детьми очень мало времени в силу постоянной занятости, их взаимодействие зачастую заключается в контроле над ребёнком со стороны родителей. Педагоги же, указывая на невыполнение родителями своей воспитательной функции, не считают нужным брать на себя обязательства по воспитанию детей.

  • Педагоги сегодня демотивированы (отношение детей и родителей к педагогам носит потребительский характер, социальный статус и престиж педагога очень низкий). В таких условиях педагог не может быть транслятором ценностных ориентаций для учащихся.

  • Отсутствие взаимодействия между родителями и педагогами создаёт преграду для реализации единой воспитательной линии «семья — школа».

  • Молодёжь говорит о необходимости поддерживать и развивать традиционные духовно-нравственные ценности, но эти слова носят скорее декларативный характер, нежели отражают реальную ситуацию. Понятие «традиционные ценности» для многих выступает своего рода речевым клише, а не реальной жизненной установкой.

Полученные результаты учтены при актуализации Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, которая была одобрена на заседании ФУМО 23 июня 2022 года, и в ближайшее время будет рекомендована к применению во всех школах страны, ознакомиться с программой можно по ссылке.

Подробнее

Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО

Добавить комментарий