Учителя начальных классов школ Центрального округа обсудили вопросы формирования и оценки функциональной грамотности
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци
7 декабря на базе МБОУ Гимназия № 4 проходило заседание окружного методического объединения для учителей начальных классов школ Центрального округа города Новосибирска по теме «Формирование и оценка функциональной грамотности».
Организовала и провела заседание Ирина Петровна Зонова, заместитель ММО, методист высшей квалификационной категории.
В семинаре приняли участие 30 учителей начальных классов из 19 образовательных организаций Центрального округа.
На данном заседании обсуждалась основная проблема: в образовательных учреждениях ещё недостаточно развернута практика формирования функциональной грамотности обучающихся.
Заседание проводилось с целью совершенствования методической компетентности учителей начальных классов, так как функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности и обучающемуся важно обладать:
– готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
– возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
– способностью строить социальные отношения;
– совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Заседание проводилось в форме мозгового штурма.
Участники были разделены на 4 группы. У каждой группы были свои задачи. В ходе обсуждения были приняты наиболее эффективные решения.
1 группа – проведение родительского собрания (была предложена форма – дискуссия) по функциональной грамотности.
2 группа – проведение методического заседания в ОО по данной теме через организацию творческих групп.
3 группа – проведение внеурочного занятия с формированием функциональной грамотности (предложено на рассмотрение математической и читательской грамотности).
4 группа – фрагмент урока «План – карта» ( просмотр видеоролика о путешествии в город Казань и соответствующий план путешествия).
Вниманию участников семинара была представлена визитная карточка каждой из групп. Выступающие делились опытом по использованию различных методов и приёмов, необходимых для формирования функциональной грамотности школьников. Был представлен не только теоретический материал, но и практические задания. Выступающие опирались на следующие технологии: критического мышления, используя приемы «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Инсерт», «Озвучивание мыслей», «Кубик Блума», «Пересказ», «Корзина идей», «Толстый и тонкий вопросы», «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Мудрые совы», «Кластер» на разных стадиях занятия (вызов, осмысление, размышление), игровая технология, применение технологий продуктивного чтения и проблемного обучения, использование приёмов инсценированияи устного словесного рисования, решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц, диаграмм, схем и так далее.
Участники заседания получили представление о том, какие педагогические приемы и методы реализуют личностно-ориентированный подход, определяющий взаимосвязь учебного материала с жизнью конкретного ученика, его реальным поведением в социуме, заинтересованностью в приобретении знаний и умений, необходимых для принятия грамотных решений в типичных жизненных ситуациях.
Опыт работы педагогов утвердил устойчивое понимание, что осуществлять движение по формированию функциональной грамотности в школах района нужно более интенсивно.
Закончилась работа групп тезисом для размышления, что любой современный урок должен формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.
По итогам заседания учителя начальных классов пришли к выводу о необходимости комплексного подхода к формированию функциональной грамотности и готовы применять практические формы, приемы и задания на уроках и во внеурочной деятельности.
Добавить комментарий