Конференция «Воспитание и современное дополнительное образование: точки притяжения»

10.04.2023

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас 15-17 мая 2023 года принять участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Воспитание и современное дополнительное образование: точки притяжения».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» совместно с департаментом образования мэрии города Новосибирска и ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» 15-17 мая 2023 года проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Воспитание и современное дополнительное образование: точки притяжения». Конференция проводится в рамках юбилейных событий, посвященных Году педагога и наставника в России, 130-летию города Новосибирска, 80-летию Городского Дворца пионеров и школьников (МАУ ДО ДТД УМ «Юниор»).

Актуальность

Актуальность проведения конференции обусловлена необходимостью анализа, осмысления опыта и определения путей развития системы воспитания и дополнительного образования в условиях реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Цель конференции

Обсуждение актуальных вопросов воспитания и дополнительного образования профессиональным сообществом и представителями общественности для разработки предложений по обновлению содержания и технологий работы.

Задачи конференции

– Анализ на профессиональном уровне актуальных вопросов, проблем и решений воспитания и дополнительного образования детей.

– Ретроспективный анализ ключевых достижений системы дополнительного образования города Новосибирска.

– Рефлексивный анализ достигнутых результатов трансформации системы дополнительного образования.

– Обобщение, передача опыта и достигнутых результатов работы в области воспитания и дополнительного образования детей.

– Выявление условий эффективного взаимодействия специалистов, занимающихся проблематикой развития системы воспитания и дополнительного образования детей.

Формат проведения

В рамках конференции пройдет пленарное заседание и работа площадок по направлениям тематики конференции. Конференция будет проводиться в смешанном формате. К участию в конференции приглашены представители органов управления образованием, ведущие эксперты и представители науки в области образования, руководители, педагоги и методисты учреждений дополнительного образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Новосибирской области, регионов России и Республики Беларусь. Участие в конференции бесплатное.

Направление 1. «Метапространство воспитания и дополнительного образования: трансформация, интеграция, развитие»

Вопросы для обсуждения:

– перспективы и риски трансформации дополнительного образования;

– управление УДОД в условиях интеграции общего и дополнительного образования;

– оценка качества образовательных результатов и воспитательных эффектов в системе дополнительного образования;

– повышение качества дополнительного образования путем синергетического эффекта сетевого партнерства и сетевого взаимодействия;

– государственно-частное партнерство в системе дополнительного образования;

– механизмы мотивации и включения негосударственных образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в АИС «Навигатор дополнительного образования ДОД НСО»;

– конкурентоспособность учреждений дополнительного образования в условиях рыночной экономики.

Направление 2. «Система воспитания: воспитывающая деятельность, воспитывающие отношения, воспитывающая среда»

Площадка 1. «Воспитание как система формирования ценностных ориентиров детей и молодежи»

Вопросы для обсуждения:

– ценности воспитания в системе дополнительного образования;

– управление воспитательным процессом в УДОД;

– программа воспитания УДОД: особенности формы и содержания;

– городские массовые дела как компонент реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

– воспитательный потенциал дополнительных общеразвивающих программ;

– современные технологии организации воспитывающей деятельности.

Площадка 2. «Детское движение России в условиях современности: историческая преемственность и триггеры развития»

Вопросы для обсуждения:

– роль детской организации в формировании воспитательной системы образовательной организации;

– экосистема лидерских сообществ: как управлять многообразием;

– роль РДДМ в социализации личности ребенка;

– что уже изменилось или должно измениться в образовательных организациях с приходом в школу советников по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями;

– какими ресурсами должен обладать советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями;

– смена поколений в детской организации или как начать с нуля;

– только личность воспитывает личность;

– эффективные практики формирования сообщества активной молодежи для организации социально значимой деятельности.

Площадка 3. «Семья как субъект воспитывающей деятельности и воспитывающих отношений в образовательном пространстве»

Вопросы для обсуждения:

– субъектная позиция родителей как основа для взаимодействия в образовательном пространстве;

– культура родительства и семейные ценности в современном мире;

– современные технологии работы с родительским сообществом в рамках организации образовательной и воспитывающей деятельности, реализации социально значимых проектов;

– семья и учреждение дополнительного образования: эффективная коммуникация для развития личности ребенка;

– опыт реализации городских массовых событий воспитательной направленности для семейного участия.

Площадка 4. «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание: традиции и новации»

Вопросы для обсуждения:

– обновление содержания, форм и методов гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в контексте Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

– технологии формирования гражданской идентичности обучающихся;

– взаимодействие государственных и общественных структур по вопросам гражданско-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе;

– воспитательное пространство и социальное партнёрство образовательной организации как фактор эффективного патриотического и духовно нравственного воспитания.

Площадка 5. «Медиаобразование в контексте воспитательной практики: современные треки развития»

Вопросы для обсуждения:

– особенности современного воспитания в условиях взаимообучения: «кто?», «для чего?», «как?»;

– медийно-информационная грамотность как базовая компетенция XXI века: тактики и приёмы непрерывного обучения;

– как в системе дополнительного образования сформировать методическую копилку эффективных медиаобразовательных практик;

– технологии формирования медиапространства образовательной организации: как учреждениям основного и дополнительного образования управлять информационными потоками и формировать востребованный контент в социальных медиа.

Площадка 6. «Читательская грамотность как фундаментальная компетенция современного человека»

Вопросы для обсуждения:

интеграция дополнительного образования и учреждений культуры как механизм формирования читательской грамотности;

– современные подходы к формированию ценностного отношения к литературному наследию и литературному творчеству;

– воспитание юного горожанина в фокусе истории города Новосибирска и реализации проекта «Город читающий».

Направление 3. «Наставничество как механизм повышения качества и доступности дополнительного образования»

Вопросы для обсуждения:

– инновационные модели наставничества в практике УДОД;

– интегрированные практики наставнической деятельности в системе дополнительного образования;

– современные технологии эффективного наставничества в условиях цифровой трансформации;

– конкурсы профессионального мастерства как механизм реализации наставничества в педагогической практике.

Направление 4. «Инклюзия в дополнительном образовании: действенные механизмы внедренческой практики»

Вопросы для обсуждения:

– перспективы развития инклюзивного образования в условиях современного дополнительного образования;

– адаптированная образовательная программа как механизм реализации индивидуальной траектории развития ребенка с ОВЗ;

– компетенции педагога дополнительного образования для работы с детьми с ОВЗ;

– образовательная и воспитательная среда УДОД для детей с ОВЗ: расширяем возможности;

– современные технологии работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования;

– сетевые формы реализации адаптивных дополнительных общеобразовательных программ;

– система сопровождения детей с ОВЗ в дополнительном образовании.

Направление 5. «Реализация задач НТИ в пространстве дополнительного образования/Дополнительное образование как пространство реализации задач НТИ»

Вопросы для обсуждения:

– перспективы УДОД в экосистеме НТИ;

– возможности для реализации инженерного образования в системе дополнительного образования;

– кружковое движение в рамках интеграции общего и дополнительного образования;

– ресурсы для развития технопредпринимательства как вида проектной деятельности школьников на площадках УДОД.

Регистрация участников и прием заявок на выступление осуществляется по ссылке https://forms.yandex.ru/u/640ab5bf90fa7b0a90292513/ до 24 апреля 2023 года.

Познакомиться с полной программой конференции можно на сайте МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» https://junior-nsk.ru с 27 апреля 2023 года.

По итогам проведения конференции будет издан электронный сборник материалов. Требования к оформлению текста сборника приводятся в приложении.

Контакты:

Никитина Диана Евгеньевна, зам. директора по НМР, тел. 217-90-20

Хржановская Оксана Сергеевна, методист, тел. 217-91-41, 217-91-32

Калинина Ирина Валерьевна, методист, тел. 217-90-20