Конференция «Воспитание и современное дополнительное образование: точки притяжения»
Уважаемые коллеги! Приглашаем вас 15-17 мая 2023 года принять участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Воспитание и современное дополнительное образование: точки притяжения».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» совместно с департаментом образования мэрии города Новосибирска и ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» 15-17 мая 2023 года проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Воспитание и современное дополнительное образование: точки притяжения». Конференция проводится в рамках юбилейных событий, посвященных Году педагога и наставника в России, 130-летию города Новосибирска, 80-летию Городского Дворца пионеров и школьников (МАУ ДО ДТД УМ «Юниор»).
Актуальность
Актуальность проведения конференции обусловлена необходимостью анализа, осмысления опыта и определения путей развития системы воспитания и дополнительного образования в условиях реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Цель конференции
Обсуждение актуальных вопросов воспитания и дополнительного образования профессиональным сообществом и представителями общественности для разработки предложений по обновлению содержания и технологий работы.
Задачи конференции
– Анализ на профессиональном уровне актуальных вопросов, проблем и решений воспитания и дополнительного образования детей.
– Ретроспективный анализ ключевых достижений системы дополнительного образования города Новосибирска.
– Рефлексивный анализ достигнутых результатов трансформации системы дополнительного образования.
– Обобщение, передача опыта и достигнутых результатов работы в области воспитания и дополнительного образования детей.
– Выявление условий эффективного взаимодействия специалистов, занимающихся проблематикой развития системы воспитания и дополнительного образования детей.
Формат проведения
В рамках конференции пройдет пленарное заседание и работа площадок по направлениям тематики конференции. Конференция будет проводиться в смешанном формате. К участию в конференции приглашены представители органов управления образованием, ведущие эксперты и представители науки в области образования, руководители, педагоги и методисты учреждений дополнительного образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Новосибирской области, регионов России и Республики Беларусь. Участие в конференции бесплатное.
Направление 1. «Метапространство воспитания и дополнительного образования: трансформация, интеграция, развитие»
Вопросы для обсуждения:
– перспективы и риски трансформации дополнительного образования;
– управление УДОД в условиях интеграции общего и дополнительного образования;
– оценка качества образовательных результатов и воспитательных эффектов в системе дополнительного образования;
– повышение качества дополнительного образования путем синергетического эффекта сетевого партнерства и сетевого взаимодействия;
– государственно-частное партнерство в системе дополнительного образования;
– механизмы мотивации и включения негосударственных образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в АИС «Навигатор дополнительного образования ДОД НСО»;
– конкурентоспособность учреждений дополнительного образования в условиях рыночной экономики.
Направление 2. «Система воспитания: воспитывающая деятельность, воспитывающие отношения, воспитывающая среда»
Площадка 1. «Воспитание как система формирования ценностных ориентиров детей и молодежи»
Вопросы для обсуждения:
– ценности воспитания в системе дополнительного образования;
– управление воспитательным процессом в УДОД;
– программа воспитания УДОД: особенности формы и содержания;
– городские массовые дела как компонент реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
– воспитательный потенциал дополнительных общеразвивающих программ;
– современные технологии организации воспитывающей деятельности.
Площадка 2. «Детское движение России в условиях современности: историческая преемственность и триггеры развития»
Вопросы для обсуждения:
– роль детской организации в формировании воспитательной системы образовательной организации;
– экосистема лидерских сообществ: как управлять многообразием;
– роль РДДМ в социализации личности ребенка;
– что уже изменилось или должно измениться в образовательных организациях с приходом в школу советников по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями;
– какими ресурсами должен обладать советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями;
– смена поколений в детской организации или как начать с нуля;
– только личность воспитывает личность;
– эффективные практики формирования сообщества активной молодежи для организации социально значимой деятельности.
Площадка 3. «Семья как субъект воспитывающей деятельности и воспитывающих отношений в образовательном пространстве»
Вопросы для обсуждения:
– субъектная позиция родителей как основа для взаимодействия в образовательном пространстве;
– культура родительства и семейные ценности в современном мире;
– современные технологии работы с родительским сообществом в рамках организации образовательной и воспитывающей деятельности, реализации социально значимых проектов;
– семья и учреждение дополнительного образования: эффективная коммуникация для развития личности ребенка;
– опыт реализации городских массовых событий воспитательной направленности для семейного участия.
Площадка 4. «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание: традиции и новации»
Вопросы для обсуждения:
– обновление содержания, форм и методов гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в контексте Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
– технологии формирования гражданской идентичности обучающихся;
– взаимодействие государственных и общественных структур по вопросам гражданско-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе;
– воспитательное пространство и социальное партнёрство образовательной организации как фактор эффективного патриотического и духовно нравственного воспитания.
Площадка 5. «Медиаобразование в контексте воспитательной практики: современные треки развития»
Вопросы для обсуждения:
– особенности современного воспитания в условиях взаимообучения: «кто?», «для чего?», «как?»;
– медийно-информационная грамотность как базовая компетенция XXI века: тактики и приёмы непрерывного обучения;
– как в системе дополнительного образования сформировать методическую копилку эффективных медиаобразовательных практик;
– технологии формирования медиапространства образовательной организации: как учреждениям основного и дополнительного образования управлять информационными потоками и формировать востребованный контент в социальных медиа.
Площадка 6. «Читательская грамотность как фундаментальная компетенция современного человека»
Вопросы для обсуждения:
– интеграция дополнительного образования и учреждений культуры как механизм формирования читательской грамотности;
– современные подходы к формированию ценностного отношения к литературному наследию и литературному творчеству;
– воспитание юного горожанина в фокусе истории города Новосибирска и реализации проекта «Город читающий».
Направление 3. «Наставничество как механизм повышения качества и доступности дополнительного образования»
Вопросы для обсуждения:
– инновационные модели наставничества в практике УДОД;
– интегрированные практики наставнической деятельности в системе дополнительного образования;
– современные технологии эффективного наставничества в условиях цифровой трансформации;
– конкурсы профессионального мастерства как механизм реализации наставничества в педагогической практике.
Направление 4. «Инклюзия в дополнительном образовании: действенные механизмы внедренческой практики»
Вопросы для обсуждения:
– перспективы развития инклюзивного образования в условиях современного дополнительного образования;
– адаптированная образовательная программа как механизм реализации индивидуальной траектории развития ребенка с ОВЗ;
– компетенции педагога дополнительного образования для работы с детьми с ОВЗ;
– образовательная и воспитательная среда УДОД для детей с ОВЗ: расширяем возможности;
– современные технологии работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования;
– сетевые формы реализации адаптивных дополнительных общеобразовательных программ;
– система сопровождения детей с ОВЗ в дополнительном образовании.
Направление 5. «Реализация задач НТИ в пространстве дополнительного образования/Дополнительное образование как пространство реализации задач НТИ»
Вопросы для обсуждения:
– перспективы УДОД в экосистеме НТИ;
– возможности для реализации инженерного образования в системе дополнительного образования;
– кружковое движение в рамках интеграции общего и дополнительного образования;
– ресурсы для развития технопредпринимательства как вида проектной деятельности школьников на площадках УДОД.
Регистрация участников и прием заявок на выступление осуществляется по ссылке https://forms.yandex.ru/u/640ab5bf90fa7b0a90292513/ до 24 апреля 2023 года.
Познакомиться с полной программой конференции можно на сайте МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» https://junior-nsk.ru с 27 апреля 2023 года.
По итогам проведения конференции будет издан электронный сборник материалов. Требования к оформлению текста сборника приводятся в приложении.
Контакты:
Никитина Диана Евгеньевна, зам. директора по НМР, тел. 217-90-20
Хржановская Оксана Сергеевна, методист, тел. 217-91-41, 217-91-32
Калинина Ирина Валерьевна, методист, тел. 217-90-20