Российская академия образования представила концепцию развития наставничества
20 июня президент Российской академии образования, академик Ольга Юрьевна Васильева представила Концепцию развития наставничества в Российской Федерации, подготовленную учеными РАО.
В Год педагога и наставника ученые РАО провели исследование, в котором приняли участие более 4.300 педагогов из 8 федеральных округов нашей страны. Более 83% из них участвуют в той или иной форме наставнической деятельности, а 75% указали на то, что испытывают потребность в повышении квалификации по организации наставничества.
Специалистами Академии выявлен ряд проблемных зон: выяснилось, что необходима дополнительная проработка психолого-педагогических особенностей наставничества, его форм, методов и содержания, научно-методическое сопровождение, материальное и нематериальное стимулирование наставников, проведение широкой разъяснительной работы среди педагогов о необходимости наставнической работы в разных формах. Эти данные легли в основу разработки Концепции.
Подготовленный учеными РАО документ является базовым для организации наставнических практик в различных профессиональных сферах.
По мнению авторов Концепции, изменения, которые в условиях цифровизации претерпевают все профессии, вносят существенные коррективы в содержание работы наставников. Сегодня наставником может быть только сотрудник, владеющий цифровыми, инновационно-творческими и коммуникативными навыками, способный к профессиональной мобильности и непрерывному самообразованию.
Согласно Концепции, приоритетной миссией наставника на современном этапе становится создание условий для становления молодого сотрудника в новых реалиях, вне зависимости от профессиональной сферы.
Какие задачи решает наставник? Изучает личность и профессиональный потенциал подопечного, его «дефициты», повышает профессиональное мастерство молодого работника, создает условия для его социализации, устанавливает и развивает отношения диалога и доверия с подопечным, принимает участие в решении его жизненных проблем.
Формы наставничества также очень разнообразны: традиционная «наставник – подопечный», партнерское наставничество, групповое или командное наставничество, реверсивное, «сетевые» и «виртуальные» формы.
Специалисты РАО выделяют следующие приоритетные направления развития наставничества в нашей стране:
– повышение уровня владения современными технологиями и психолого-педагогической компетентности наставников, их готовности к принятию личности подопечного;
– создание условий для развития творческого и профессионального потенциала самих наставников;
– расширение осведомленности наставников о социально-психологических особенностях современного поколения, культурных ценностях и рисках их социализации;
– работа над развитием гражданской позиции и социальной активности молодых людей, их включенности в жизнь российского государства, в утверждение традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа;
– совершенствование практики отбора и подготовки самих наставников.
НООС
Добавить комментарий