Учителя Сибирского Федерального округа обсудили актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания

24.09.2007

"Учителя    21-22 сентября в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялась конференция "Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования второго поколения ". В рамках конференции обсуждались вопросы методики преподавания истории и обществознания, объективного освещения истории в учебной литературе, мировоззренческого содержания учебников, реализации воспитательных целей образования, в том числе воспитания гражданской ответственности, уважения к социальным нормам общества, государства и его истории.
   В работе конференции приняли участие руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Иванов, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин, научный руководитель проекта РАО по разработке Госстандарта общего образования Александр Кондаков, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Любовь Бурда.

"Учителя

   На конференцию приехали более 350 человек, в том числе учителя-историки, руководители методических объединений по истории и обществознанию, преподаватели общественных дисциплин начального и среднего профессионального образования, представители региональных институтов повышения квалификации работников образования, педагогических вузов, органов управления образованием Сибирского Федерального округа, из них около 200 – из Новосибирской области.

"Учителя

   Любовь Бурда в своем выступлении отметила, что у учащихся необходимо формировать единые представления о закономерностях исторического, социально-экономического и политического развития России. Также преподавание исторических дисциплин играет важную роль в воспитании патриотов своей страны, поэтому тема конференции особенно актуальна. По мнению Любови Евгеньевны, решению этих вопросов будет способствовать создание нового образовательного стандарта и системы обмена новейшими методическими разработками.

"Учителя

   Руководитель Департамента образования Новосибирской области Владимир Иванов напомнил, что Новосибирская область входит в число 21 региона, приступившего к реализации комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование ". В Новосибирской области уделяется особое внимание изучению общественных наук в школе – в частности, в этом году был проведен областной конкурс "Лучший учитель истории ", победители которого были приглашены на конференцию. Владимир Викторович добавил, что учебные пособия должны быть насыщены конкретными историческими документами, чтобы ими можно было пользоваться и на них строить рассуждения.

"Учителя

   С приветственным словом к участникам конференции обратилась депутат Госдумы Федерального собрания РФ Лиана Пепеляева (она, в частности, сказала о необходимости усиления контроля за качеством учебников и о важности их экспертизы в РАН и РАО). Лиана Витальевна подчеркнула, что в истории важно не скрывать ошибок, но и не умалчивать заслуг.

"Учителя

   Директор Института педагогических исследований одаренных детей РАО Александр Никитин отметил, что "качество работы учителя определяется тем, какие люди выходят из школы ", и в их воспитании велика роль истории и обществознания.
   Эдуард Никитин, ректор АПКиППРО, отметил в своем выступлении, что важно, чтобы молодое поколение было более экономически и политически компетентно, чем сейчас. Поэтому "мы рассчитываем на откровенный разговор о том, каким путем, какими способами и с каким содержанием исторического образования мы придем к детям старшего возраста? Мы должны договориться об общей оценке исторических ценностей, прийти к общим подходам, тогда история для молодежи не превратится в смакование ошибок и проблем, но они узнают, как их великая страна решала вопросы своего развития ".
   Эдуард Михайлович добавил, что отсчет новейшей истории России ведется с 1991 года. Завершился первый пятнадцатилетний отрезок исторического времени. Именно сейчас складывается историография этих 15-ти лет. Все эти годы у учителя не было стабильного учебника и внятных методических пособий, ему приходилось интерпретировать историю самому. А сейчас есть возможность договориться о согласованной интерпретации.

"Учителя

   Александр Кондаков, руководитель проекта РАО по разработке госстандарта общего образования второго поколения, в своем выступлении выделил 7 основных задач социокультурной модернизации образования, в числе которых разработка стратегии развития образования как ведущей социальной деятельности общества и механизмов ее реализации в государственных программах; формирование гражданской идентичности личности как основы солидарности российского общества; проектирование образования как ресурса для установления диалога культур, толерантности, взаимопонимания и доверия в российском обществе и другие.

"Учителя

   Также в первый день работы конференции перед участниками выступил ученый секретарь Отделения историко-филологических наук РАН Андрей Петров. Учителя и методисты смогли пообщаться с одним из авторов книги для учителя по новейшей истории, профессором МГИМО Оксаной Гаман-Голутвиной и двумя учеными, также вошедшими в авторский коллектив нового учебника по истории, – профессором МПГУ Александром Даниловым и профессором АПКиППРО Евгением Вяземским. Особенность новых учебников, как рассказали авторы, в том, что в них присутствует личностный взгляд, стремление показать историю через историческую личность и через жизнь повседневного человека. Книга для учителя "Новейшая история России 1945-2006 гг. " позволит с позиций сегодняшнего дня взглянуть по-новому на те факты, которые ранее казались известными.

"Учителя "Учителя

   В ходе работы круглого стола ученые отвечали на вопросы педагогов. На вопрос, имеет ли отношение власть к содержанию этих учебников, как это было раньше, Александр Анатольевич Данилов ответил, что имеет, но отличие в том, что сегодня мы обсуждаем будущие пособия с учителями и учитываем их замечания и пожелания.

"Учителя "Учителя

   Второй день конференции был посвящен обсуждению книги для учителя "Обществознание. Глобальный мир в XXI века ". Здесь выступили Андрей Иоффе, доцент кафедры истории, социологии и политики образования и права АПКиППРО, Леонид Поляков, профессор Государственного университета "Высшая школа экономики ", Владимир Жарихин, заместитель директора Института диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) и другие.
   Итак, педагоги-участники конференции впервые познакомились с новыми экземплярами книг для учителя по истории и обществознанию. Если они получат общественное одобрение, уже с началом очередного учебного года на парты 11-классников лягут аналогичные учебники, непосредственно для школьников.

Добавить комментарий

Target Image