Российские четвероклассники – самые читающие в мире
По данным международного сравнительного исследования качества образования PIRLS-2006 и PISA-2006, в 2006 году российские четвероклассники (выпускники начальной школы) продемонстрировали самые высокие результаты в овладении навыками чтения среди сверстников из 44 стран мира – они набрали 565 баллов по международной шкале. На втором и третьем месте – школьники Гонконга (564 балла) и Сингапура (558 баллов).
Как сообщила Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, в исследовании приняли участие 215 тыс. человек, в том числе 4 995 школьников из 232 общеобразовательных учреждений 45 российских регионов. При этом международные эксперты отмечают, что российские дети стали смелее высказывать свою точку зрения. Это связано с масштабной реформой в системе образования, которая дает и преподавателям, и учащимся большую свободу и возможность проявлять свои творческие способности.
Международная ассоциация оценки школьной успеваемости (ИЕА) проводит исследование качества чтения и уровня понимания текста (PIRLS) среди учащихся из разных стран с 2001 года, раз в пять лет. Нынешние данные основаны на итогах 2006 учебного года. Цель подобного исследования заключается не только в сравнении уровней грамотности школьников разных стран, но также в поиске путей совершенствования процесса обучения чтению и повышения грамотности, в анализе разных систем образования и выявлении положительного опыта.
Само исследование проводилось Центром международных исследований Бостонского колледжа, штат Массачусетс, при поддержке органов образования соответствующих стран мира в 45 регионах. Специалисты проверили умение 215 тыс. учащихся младших классов грамотно читать, понимать прочитанное и использовать полученную информацию.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения интереса к книге как таковой, дети предпочитают проводить время за компьютером. И особенно эта тенденция заметна в развитых странах. Например, Швеция, которая в 2001 году занимала 1-е место, съехала на 10-е, Англия и Шотландия – с 3-го на 19-е и с 14-го на 26-е места соответственно. США в рейтинге оказались на 18-м месте.
Более 37% опрошенных школьников сообщили, что проводят в день за компьютером не менее трех часов. В то же время лишь 32% детей читают каждый день программную литературу и 40% детей читают развлекательную литературу. Авторы исследования подчеркивают, что в тех странах, где родители принимают активное участие в жизни детей, сами любят книги и читают детям, уровень грамотностиa href="http://snowboard-shop.ru" style="text-decoration:none; color:#444444">гораздо выше. И последнее исследование показало, что таких семей стало больше по сравнению с 2001 годом. Кроме того, в рамках исследования было обнаружено, что девочки в среднем читаютa href="http://snowboard-shop.ru" style="text-decoration:none; color:#444444">гораздо лучше мальчиков, но при этом лишь половине школьников действительно нравится читать.
Напомним, что в 2001 году результаты российских выпускников начальной школы были также выше средних международных результатов, но по рейтингу Россия занимала 12 место среди 35 стран-участниц.
Характеризуя динамику результатов России, важно отметить существенный прирост среднего балла по группе умений находить информацию в тексте и формулировать выводы. Еще большее улучшение наблюдается в овладении российскими школьниками умений интерпретировать, обобщать информацию и анализировать, оценивать содержание текста: разница составила 37 баллов (563 в 2006 году по сравнению с 525 в 2001 году).
Показатели России в 2006 году улучшились как по сравнению со средними международными показателями, так и по отношению к российским показателям 2001 года. 61% российских четвероклассников достигли высокого и повышенного уровней понимания текстов. Это значит, что в основную школу эти дети переходят готовыми к работе с теми массивами текстов, с которыми им придется работать на уроках литературы, истории и других предметов. Вдвое по сравнению с 2001 годом сократилось число детей с очень низким уровнем готовности к читательским нагрузкам основной школы.
Результаты международного исследования PIRLS-2006 представлены на сайте www.centeroko.ru.
Добавить комментарий