Андрей Фурсенко: изменения в образовании не закончатся никогда

06.12.2007

"Андрей   Министр образования и науки РФ подвел итоги уходящего года. Андрей Фурсенко еще раз напомнил о том, чем жило российское образование в 2007 году и дал свой прогноз об изменениях к 2025.
   Министр подчеркнул, что "никогда не закончатся изменения в образовании ". Российское образование вышло на новый уровень, и теперь важно добиться, чтобы заложенный потенциал проявился в полной мере. А пока министр уверенно заявляет: "Все говорят – изменения в системе образования очевидны и позитивны ". За доказательствами он предлагает обратиться к регионам, в которых "люди перестали жаловаться на все подряд, а наоборот, стали гордиться своими успехами и достижениями ". Министр особо отметил, что образование стало открытым для общества: например, широкое общественное обсуждение на тему преподавания истории в школе.    Вспоминая знаковые для российского образования события последнего времени, Андрей Фурсенко назвал студенческий слет в Краснодаре, форум лидеров образования и заседание совета Союза ректоров.
   Министр рассказал, что недавно был зарегистрирован приказ о порядке проведения олимпиад. "Долгое время процесс этот не был никак формализован, проводили олимпиады кто как может и хочет. Теперь есть четко сформулированные правила, образован совет по проведению олимпиад ", – сообщил министр. Возглавляет совет ректор МГУ Виктор Садовничий, а его заместитель – заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина. "И они несут полную ответственность за все, что будет происходить в этой сфере ", – подчеркнул Андрей Фурсенко.
   Он не обошел стороной закон о стандартах образования: "В нем не сформулированы стандарты как таковые, а описана их структура. Зафиксировано, какая их часть является обязательной, а какая – вариативной (в школах – это треть, в вузах – до половины). А дальше сделан новый шаг – стандарты мы больше не разрабатываем, а покупаем ". Конкурс, подчеркнул министр, не на коллектив, а на готовый документ – этоa href="http://snowboard-shop.ru" style="text-decoration:none; color:#444444">гораздо более жесткие условия, чем раньше. Дальше, считает Андрей Фурсенко, разовьется нормальная конкуренция между разработчиками стандартов.
   Андрей Фурсенко затронул тему новой системы оплаты труда: "Постепенно мы переходим на новую систему оплаты труда учителей, при которой будет оцениваться не количество проведенных уроков, а реальная нагрузка и качество работы учителя, с учетом всех ее составляющих, в том числе внеклассной деятельности ". Кроме того, бюджет школы будет зависеть не от числа учителей, а от количества учеников. Поэтому и управляющие советов, куда входят родители, и директора школ будут заинтересованы платить хорошим учителям, которые привлекают в школу детей и дают качественное образование. Также, заявил министр, планируется изменить принципы переподготовки учителя: перечислять средства на повышение квалификации школам напрямую: "И пусть сами решают, кто из коллектива должен готовиться в педвузе, кто в академии повышения квалификации или на лицензированных курсах. Качество подготовки учителя должно быть высоким ".
   Качественное образование, по словам министра, – это то, которое готовит востребованных людей. Способных к саморазвитию. Есть и формальные признаки – например, участие в олимпиадах или уровень отметок ЕГЭ: "Я, кстати, продолжаю считать, что хорошие результаты ЕГЭ говорят, как правило, о хорошем качестве образования ". Но вообще, сказал Андрей Фурсенко, судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам: если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным. Задача министерства – сделать систему образования конкурентоспособной и востребованной. "И завершаться образование должно не просто бумажкой о прослушанных курсах по предметам, а объемом компетенций, позволяющих дальше работать и развиваться, а главное – быть востребованным на рынке труда, – уверен министр. – Как именно такой цели добиться, через фундаментальность или прагматичные подходы, – это уже технологии ".
   Андрей Фурсенко также рассказал, что его ведомство занялось прогнозированием: "Министерство вместе с группой специалистов и РСПП сейчас занялось научно-технологическим прогнозом – куда страна продвинется технологически, экономически к 2025 году ". Прогноз, уверен он, способен во многом изменить формирование спроса. "Думаю, будет возрастать роль гуманитарных знаний. Именно знаний. Непрерывное образование станет необходимостью: мир меняется все быстрее, и надо не отставать, – дал свой прогноз Андрей Фурсенко. – Способность человека к самообразованию окажется, скорее всего, главным условием его успешности. Увеличится значимость экологических знаний. А еще проекты – научные, образовательные, технические, экономические – будут строиться в логике всеобщего выигрыша ". Министр даже предложил научное "ноу-хау ": "интересно было бы собрать в одну магистерскую группу бакалавров с разными знаниями: от социологов до физиков. Чтобы они вместе, со своими разными подходами, проводили исследования в области нанотехнологий ".
   Последние годы для системы образования были нелегкими: вузы и школы не хотели ЕГЭ, не хотели нового статуса образовательных учреждений, бились против навязываемых сверху стандартов образования и бакалавриата-магистратуры, требовали зарплату повыше, но и не хотели финансовой ответственности. Но к сегодняшнему дню все основные узлы реформы обличены в законы, последний – о стандартах образования – на днях подписан президентом. Согласован и утвержден устав Российской академии наук, и на прошлой неделе состоялось заседание Совета при президенте по науке, технологиям и образованию.

Добавить комментарий

Target Image