Всероссийский конкурс «Молодой учитель» для преподавателей физики и математики
Конкурс в некоторые учреждения начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), получившие федеральное финансирование в рамках приоритетного национального проекта "Образование ", достиг отметки шесть человек на место. Об этом рассказал заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина в рамках круглого стола "Востребованность рабочих специальностей и формирование сбалансированного рынка труда ".
По мнению Исаака Калины, эти результаты показывают, что "векторы национального проекта были выбраны абсолютно точно ". "Приоритетный национальный проект не должен замещать собою управление всей системой – он должен сыграть роль стартера. И сегодня уже понятно, что движение начато в правильную сторону, и оно сегодня все больше поддерживается ассоциациями работодателей по различным профессиональным направлениям ", – подчеркнул заместитель министра образования.
Напомним, что в рамках национального проекта "Образование " в 2007 году государственную поддержку получили 76 инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования из 40 субъектов РФ. Общий бюджет господдержки составил 1,8 млрд руб. Еще 1,9 млрд было выделено учреждениям НПО и СПО регионами и заинтересованными работодателями.
Следует отметить, что такая модель частно-государственного партнерства в случае ее эффективной реализации окажется полезной всем заинтересованным сторонам. Система учреждений НПО и СПО получает не только финансовые инвестиции бизнеса, но и интеллектуальные, когда представители деловых кругов участвуют в формировании заказа на выпускников, в разработке учебных программ, определяют требования к выпускникам и преподавателям, предоставляют возможность студентам проходить практику на их предприятиях.
Бизнес в свою очередь в результате такого сотрудничества может рассчитывать на хорошо подготовленные молодые кадры, получает возможность среднесрочного кадрового планирования (3–5 лет), разработки и развития новых технологий и в целом повышения производительности труда.
В регионе же, где проводится грамотная и целевая подготовка квалифицированных специалистов, рынок труда станет более сбалансированным, снизится острота трудовой миграции и социального иждивенчества.
Осенью текущего года в 26 субъектах РФ было проведено исследование востребованности выпускников учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы.
Как стало известно в ходе круглого стола, в исследовании приняли участие представители 41 образовательного учреждения и 57 предприятий – их партнеров в реализации программ подготовки кадров нового поколения.
Трудоустройство выпускников инновационных учреждений НПО и СПО по полученной специальности в 2007 году составило от 71 до 100%.
Все участники исследования отметили также, что в результате реализации инновационных программ созданы хорошие условия для профессионального роста преподавателей и улучшения материально-технической базы учреждений НПО и СПО. Во многих из них ведется модернизация образовательных программ, вводятся новые специальности, востребованные современной экономикой.
Почти 63% опрошенных работодателей сочли, что пришедшие к ним выпускники инновационных НПО и СПО лучше подготовлены, чем студенты других учебных заведений, несмотря на то, что это лишь первый год работы в данном направлении, и она еще не закончена. Тем не менее, 87% работодателей очень заинтересованы в подобном сотрудничестве и готовы создавать условия для привлечения молодых специалистов, выпущенных инновационными учебными заведениями к себе на предприятие, а 90% готовы предоставить молодежи на стадии обучения возможность практики и стажировки на своих предприятиях.
Если сформулировать основные проблемы, ограничивающие развитие системы НПО и СПО в настоящий момент, то, по мнению участников опроса, их пять. Это недостаточная квалификация преподавателей и отсутствие в стране единой системы профориентации, неинформированность школьников и их родителей о востребованных на рынке труда специальностях, сформировавшийся непривлекательный имидж рабочих профессий и отсутствие системы привлечения и удержания на предприятиях молодых специалистов.
"Мы сами в некотором смысле виноваты в том, что получение рабочей специальности выглядит для молодого человека как наказание, – считает Исаак Калина. – Многие учителя и родители произносили год за годом фразу "будешь плохо учиться – пойдешь в ПТУ ". Тем не менее, есть много разных направлений реализации человеческих способностей, и ни одно из них не хуже и не лучше. Все они равноправны ".
По мнению Исаака Калины, одновременно с работой по развитию системы НПО и СПО совершенно необходимо информировать родителей и школьников о том, что у молодежи есть и такая возможность роста. "Без нормального сигнала обществу со стороны работодателей – в первую очередь – и со стороны СМИ нам не обойтись, – подчеркнул Исаак Калина. – Кроме того, менеджеры экономики должны сформулировать качества работника, которому они готовы хорошо платить, и поддерживать его профессиональное развитие, чтобы молодежь понимала, на что именно она сможет рассчитывать, закончив свое учебное заведение ".
Добавить комментарий