В Новосибирске прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов»
24 и 25 марта в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов ".
В работе конференции приняли участие педагоги и директора школ, методисты, воспитатели ДОУ, преподаватели высших учебных заведений, учреждений СПО и НПО, педагоги дополнительного образования Новосибирска, Новосибирской области, различных регионов Российской Федерации.
24 марта в актовом зале НИПКиПРО прошло пленарное заседание участников конференции.
О формировании и развитии региональной системы образования рассказала Наталья Петровна Юсупова, заместитель руководителя департамента Новосибирской области. Василий Яковлевич Синенко, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, ректор Новосибирского ИПКиПРО рассказал об измерителях и критериях оценки качества образования.
С докладом "Ресурсы повышения качества образования в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования " выступила Юлия Анатольевна Андросова, учитель высшей категории, заместитель директора по научно-методической работе Второй Новосибирской гимназии.
По словам Юлии Анатольевны, качество образования – характеристика, которая отражает не только качество его результатов, но и качество всей образовательной среды образовательного учреждения, состояния образовательного процесса: его содержания, технологий, условий реализации. Это и обеспечение эффективного функционирования всех звеньев и структурных подразделений, и нахождение оптимального баланса интересов заказчиков и потребителей образовательных услуг. В своем выступлении "Границы применимости тестовых технологий в оценке качества обучения " Ирина Леонтьевна Беленок, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебно-методической работе Новосибирского ИПКиПРО, отметила, что тесты не всегда являются верным, действенным способом проверки знаний, а в формировании тестовых заданий требуется особый подход: при неправильном построении задания, тесты могут стать причиной ложного восприятия и неверного понимания предмета учеником.
О методологических принципах мониторинга здоровья участников образовательного процесса в инновационной деятельности рассказал Роман Иделевич Айзман, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета. По мнению профессора, приоритетными задачами в образовании являются активизация инновационной деятельности и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса. "Целью мониторинга здоровья учащихся является на основе данных об индивидуальных особенностях и возможностях организма детей обеспечить сохранение здоровья в процессе индивидуального развития и обучения; индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса; профилактику социально-негативных явлений среди учащихся; коррекцию учебно-воспитательного процесса для достижения наибольшей эффективности; профессиональную ориентацию для осознанного и адекватного возможностям организма выбора профессии ".
Всероссийская научно-практическая конференция продолжилась работой круглых столов и секций.
Так, в рамках конференции работала секция №4 "Актуальные проблемы курса информатики и ИКТ в аспекте инновационных изменений в сфере образования ". Ее руководитель Андрей Михайлович Валов, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационных технологий НИПКиПРО, рассказал участникам конференции о системе повышения квалификации работников образования в области информатики и ИКТ в современных условиях.
Неля Андреевна Ким, заместитель директора по НМР ОблЦИТ, сотрудник кафедры информационных технологий НИПКиПРО, выступила с докладом "Информатизация образования как необходимое условие повышения качества образования ". Неля Андреевна рассказала, что Департаментом образования Новосибирской области создана программа информатизации Новосибирской области. Целью программы является обеспечение участников образовательного процесса знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности в информационном обществе, посредством формирования единой информационно-образовательной среды и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
На реализацию этой цели направлена деятельность таких учреждений, как НИПКиПРО, ОблЦИТ и ГЦИ "Эгида ". Неля Андреевна напомнила педагогам, что в этих центрах организовано обучение преподавателей применению информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. А в целях создания единого информационного образовательного пространства работают порталы НООС и НИОС. О проектной деятельности Городского центра информатизации "Эгида " в области применения информационных технологий рассказала Юлия Вячеславовна Демина, начальник учебно-методического отдела ГЦИ "Эгида ".
Юлия Вячеславовна отметила, что проектная деятельность является приоритетным направлением Городского центра информатизации "Эгида " на протяжении всех лет работы и рассказала о самых значимых проектах учреждения.
С 2007 года Городской центр информатизации "Эгида " участвует в проекте издательства БИНОМ "Лаборатория знаний " – "Непрерывное информационное образование ". Особое внимание в проекте уделяется проблеме формирования педагогических бригад в школах для реализации непрерывного обучения информатике со 2 по 11 класс и включения ИКТ-активности учащихся во все виды учебной предметной деятельности.
В мае 2008 года центр "Эгида " вступил в проект "1 ученик: 1 компьютер ". В ходе работы над проектом, учителя, участвующие в нем, освоили работу в программе e-Learning Class, работу с электронными образовательными ресурсами, научились создавать дидактические материалы и разработки уроков с активным использованием ноутбуков.
В области здоровьесберегающих технологий Городским центром информатизации "Эгида " совместно с Центром профилактики и лечения близорукости "Глазка " разработана программа деятельности, которая включает семинары для педагогов, медико-педагогические чтения, конкурсы по здоровьесберегающим технологиям, разработку методических и медицинских рекомендаций по сохранению здоровья учащихся и педагогов в цифровом мире и другое.
Деятельность муниципальной системы образования освещает Новосибирский информационно-образовательный портал (www.nios.ru). В настоящее время на сайте работают 25 разделов: новостная лента; нормативно-правовая база образования; интерактивные консультации; конкурсы; национальный проект "Образование " и др.
Уникальный проект "Эгиды ", не имеющий аналогов на территории всего Сибирского федерального округа – это электронная газета "Интерактивное образование " (www.io.nios.ru). Издается с 2005 года, выходит 1 раз в 2 месяца, каждый выпуск имеет главную тему. За четыре года в "Интерактивном образовании " опубликовано более 700 статей! В настоящее время газета представлена 15 постоянными рубриками, среди которых "Мнение ученого ", "Из опыта работы ", "Информатизация образования ", "Музейный компас ", "Школа здоровья " и т.д.
С 2004 года на базе Городского центра информатизации "Эгида " проводится "Фестиваль школьных студий графики ", в котором принимает участие большое количество учащихся и педагогов. А с 2008 года, в связи с появлением в образовательных учреждениях города большого количества детских студий, выпускающих фильмы и мультфильмы, на базе центра было открыто новое направление работы – "Детское экранное творчество ". В своем докладе Ольга Ивановна Сипаренко, заведующая кафедрой информатики МБОУ гимназии № 1, рассказала о результатах и проблемах в проведении единого государственного экзамена по информатике. По мнению Ольги Ивановны, основной проблемой в проведении единого государственного экзамена является то, что требования экзамена не соответствуют тем знаниям, которые получают учащиеся в рамках школьной программы, фактически эти требования невыполнимы без профильной, дополнительной подготовки.
Так, Ольга Ивановна сообщила, что в прошлом году результаты ЕГЭ по информатике совпали со школьными итоговыми оценками у 13% выпускников, результаты выше школьной оценки получили 5%, ниже школьной оценки – 57% выпускников. Повысили результаты на два и более баллов – 1%, а понизили результаты на два и более баллов – 24% ребят. Эти данные еще раз подтверждают то, что в планирование курса информатики необходимо внесение изменений с учетом требований ЕГЭ, в частности, смещение акцентов в профильном курсе информатики в сторону алгоритмизации и программирования, а для учащихся, изучающих информатику на базовом уровне – организация дополнительной подготовки. "К сожалению, в этом педагоги сами вынуждены брать инициативу в свои руки ", – отмечает Ольга Ивановна.
Немаловажной составляющей высокой оценки ученика, по мнению Ольги Ивановны, остается подготовка учителя – для этого необходима организация курсов повышения квалификации, проведение семинаров, знакомство с опытом учителей, имеющих положительный опыт подготовки учащихся к ЕГЭ.
Несмотря на вышесказанное, следует отметить, что по данным заместителя руководителя областного департамента образования Натальи Петровны Юсуповой, в этом году "особенно вселяет оптимизм возросшее количество ребят, выбравших испытания по физике и информатике. При их удачной сдаче у выпускника появляется реальный шанс поступить на бюджетное место в вуз технической направленности ". Информатику в этом году выбрали 2736 выпускников, в прошлом году этот предмет сдавали около 400 ребят.
С докладом "Государственный образовательный стандарт по информатике – на пути ко второму поколению " выступила Г.Ю. Новикова, методист кафедры информационных технологий НИПКиПРО.
В течение двух дней в рамках конференции работали 19 круглых столов и 5 секций, на которых, помимо названных выше, обсуждались такие актуальные проблемы и вопросы, как:
– Система оценки качества языкового и литературного образования;
– Новое качество полиязыкового образования в контексте инновационных процессов;
– Проблемы оценки качества физического образования;
– Современное качество начального образования и вариативные подходы к его оцениванию;
– Качество методического обеспечения в преподавании истории и обществознания по учебникам нового поколения;
– Научно-методическое сопровождение коррекционно-педагогического процесса в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья;
– Инновационные процессы в математическом образовании;
– Педагогические условия повышения качества обучения дошкольников и школьников и подготовки специалистов в профессиональном образовании.
Особенный интерес и активное обсуждение участников конференции вызвали вопросы, связанные с процессами информатизации системы образования, системой аттестации выпускников и нормативными документами, регулирующими структуру и содержание обучения.
По итогам Всероссийской научно-практической конференции "Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов " будет выпущен сборник научных трудов.
Добавить комментарий