В Новосибирске прошла региональная конференция, посвященная проектной деятельности

08.12.2010

"В    6 декабря 2010 года в НИПКиПРО состоялась региональная научно-практическая конференция на тему "Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетентностей учащихся в контексте ФГОС НОО ", в которой приняли участие более 250 педагогов: учителя начальных классов, методисты, руководители образовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области, учёные.
   Приветствуя участников конференции, ректор НИПКиПРО, чл.-корр. РАО, профессор, доктор педагогических наук Василий Яковлевич Синенко подчеркнул, что тема конференции является актуальной и очень сложной. Сложность её состоит в том, что настоящий во всех смыслах профессиональный педагогический проект – это диссертационное исследование. Не все учителя выполняют такого рода проекты, да и не обязаны делать это. Однако осваивать проектирование педагогической деятельности необходимо, поскольку, только поняв, что это такое, учитель сможет педагогически целесообразно организовать проектную деятельность своих учеников.
   С основным докладом по теме конференции выступила Зинаида Владимировна Бродовская, доцент кафедры начального образования НИПКиПРО, кандидат педагогических наук. Она подробно представила особенности педагогического проектирования в современных условиях, раскрыла принципы, этапы, сложности организации проектной деятельности учителя, её сущностные отличия от планирования.
   Коллективный проект учителей начальных классов по переходу к реализации ФГОС НОО представила Галина Анатольевна Колотушкина, зам. директора по УВР МБОУ Лицей № 81 Калининского района г. Новосибирска. Она остановилась на ресурсных возможностях лицея, раскрыла особенности его кадрового потенциала и детского коллектива и рассказала о стратегии и тактике формирования готовности педагогического коллектива к реализации нового федерального государственного образовательного стандарта.
   Лариса Николаевна Евтеева, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 Куйбышевского района НСО в своём выступлении рассказала о профессиональном развитии педагогов в структуре внутришкольной методической системы при переходе на ФГОС нового поколения. Она подробно остановилась на опыте своих коллег и организации системной методической работы в школе.
   Профессиональный проект Светланы Александровны Зайцевой, учителя начальных классов МБОУ Гимназия № 10 г. Новосибирска посвящён разработке и внедрению модели интерактивного обучения младших школьников. В выступлении был представлен замысел проекта, раскрыта проблема, выделение которой послужило стимулом учителю к проектированию профессиональной деятельности.
   Анна Викторовна Молокова, зав. кафедрой начального образования, доктор педагогических наук, представила профессиональный проект кафедры начального образования НИПКиПРО. Проблематика проекта состоит в необходимости учесть в профессиональной деятельности преподавателей кафедры изменившийся социальный заказ системе дополнительного профессионального образования. Его цель – разработать и реализовать модульно-накопительную форму повышения квалификации учителей начальных классов по проблемам реализации ФГОС НОО.
   Дальнейшая работа конференции проходила в форме работы семи секционных заседаний, на которых были представлены ещё 53 профессиональных проекта:
   – Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников как предмет профессионального проекта. Руководитель секции: Светлана Николаевна Колесова, преподаватель кафедры начального образования НИПКиПРО.
   – Педагогическое проектирование реализации исследовательского подхода к обучению. Руководитель секции: Елена Викторовна Погребняк, преподаватель кафедры начального образования НИПКиПРО.
   – Профессиональные проекты по организации внеурочной деятельности младших школьников. Руководитель секции: Зоя Ивановна Дмитриенко, преподаватель кафедры начального образования НИПКиПРО.
   – Проектирование учителем здоровьесберегающих педагогических программ и технологий. Руководитель секции: Зинаида Владимировна Бродовская, доцент кафедры начального образования НИПКиПРО, кандидат педагогических наук.
   – Методические профессиональные проекты по реализации инновационных подходов. Руководитель секции: Татьяна Викторовна Смолеусова, профессор кафедры начального образования НИПКиПРО, кандидат педагогических наук.
   – Проектирование реализации различных направлений информатизации образовательного процесса в начальной школе. Руководитель секции: Анна Викторовна Молокова, заведующая кафедрой начального образования НИПКиПРО, доктор педагогических наук.
   – Организация педагогического проектирования в образовательных системах различного уровня. Руководитель секции: Марина Геннадьевна Волчек, доцент кафедры начального образования НИПКиПРО, кандидат педагогических наук.
   На основании результатов работы секций участники конференции выдвинули в качестве резолюции следующие положения.
   1. Признать педагогическое проектирование перспективным направлением и эффективным средством достижения современного качества начального образования.
   2. Рекомендовать:
   – муниципальным методическим службам акцентировать внимание на научно-методическом сопровождении ФГОС при разработке и реализации индивидуальных и коллективных профессиональных проектов по различным инновационным направлениям развития начального образования.    Особое внимание уделить расширению тематики профессиональных проектов и развитию ИКТ-компетентности педагогов. Организовать методическое сопровождение ФГОС в средовом проектировании по сетевому взаимодействию социальных субъектов-участников воспитательного процесса: школы, семьи, культурных и общественных организаций.
   – руководителям муниципальных органов управления образованием, муниципальным методическим службам в целях совершенствования процедуры аттестации педагогических кадров обеспечить условия профессионального роста и совершенствования педагогических работников на муниципальном уровне и активное участие в образовательных событиях регионального уровня; стимулировать участие педагогов в работе творческих групп различного уровня по проектированию профессиональной деятельности.
   – руководителям образовательных учреждений обратить внимание на необходимость стимулирования и разноплановой поддержки учителей начальных классов, разрабатывающих и реализующих профессиональные проекты по различным направлениям инновационного развития начального образования. Учесть положительный опыт реализации проектов по осуществлению исследовательского обучения, организации внеурочной деятельности, формированию и развитию ИКТ-компетентности и оценочной деятельности, культуры безопасного и здорового образа жизни, духовно-нравственного развития младших школьников. Обратить внимание педагогических коллективов на то, что проектирование деятельности в этих направлениях позволяет ускорить достижение планируемых результатов, обозначенных в ФГОС, позволяет более эффективно разработать и реализовать основную образовательную программу начального общего образования.
   – центру научно-методического сопровождения деятельности ММС НИПКиПРО обеспечить создание эффективных механизмов и инструментов формирования и продвижения позитивного опыта образовательных учреждений и педагогических работников по проектированию изменений в школе при переходе на ФГОС НОО. Организовать и методически поддерживать проведение конкурсов профессиональных проектов на муниципальном и региональном уровнях.
   – учителям начальных классов при проектировании "рабочих " программ учитывать методические рекомендации по формированию УУД, разработанные авторами УМК; организовывать свою профессиональную деятельность на основе разработки и реализации методических профессиональных проектов, учитывая ограниченность своих ресурсов и выбирая тематику, актуальную в конкретных условиях;
   3. Организовать на региональном уровне (НИПКиПРО) обучение и консультирование педагогов по разработке проектов по введению ФГОС НОО в школе, предусмотрев систему методических мероприятий; разработать стратегию диссеминации опыта эффективного проектирования педагогической деятельности в различных инновационных направлениях.
   4. Опубликовать лучшие авторские проекты учителей, представленные на конференции, в газете "Педагогическое эхо ", журнале "Сибирский учитель ".
   При подведении итогов конференции был высказан ряд предложений по тематике следующего образовательного события регионального уровня, посвящённого введению ФГОС НОО, отмечены наиболее интересные выступления на секциях, выражена благодарность организаторам за возможность профессионального общения на актуальную тему.

"В"В"В"В
"В"В"В"В
"В"В"В"В
"В"В"В"В

Добавить комментарий

Target Image