Светлой памяти педагога
Этот материал готовился к печати для «Вестника Дома учителя» еще при жизни ветерана педагогического труда Ивана Григорьевича Богданова. Но, к сожалению, мы не успели. Недавно Иван Григорьевич скончался. Пусть этот очерк будем добрым словом прощания с прекрасным человеком...
Путь Ивана Григорьевича Богданова в школу был предварен грозными военными раскатами: битвой за Ленинград, где он получил тяжелое ранение. Затем перенес несколько операций. После пройденного он задумался о своем дальнейшем жизненном пути. И воспоминания об учителях, так много давших ему, направили его на верную дорогу. Спустя многие годы он стал Заслуженным учителем РСФСР, посвятив всю свою жизнь работе с детьми.
Родом Иван Григорьевич из Камня-на-Оби, вырос в многодетной семье крестьян-колхозников.
– От старших братьев я научился многому. К примеру, с ними учился считать. И поэтому, придя в школу, отвечал на вопрос учителя, что считать умею «хоть до скольки», когда мои погодки могли только до десяти. Позже, окончив школу № 5 с отличием, я задумался о своем будущем. Два моих старших брата в это время уже окончили Омское военное пехотное училище и приняли участие в боях. Николай – в Монголии в районе реки Халхин-Гол, Александр – в войне с Финляндией. Гордость за братьев и желание самому стать военным привели меня в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ).
НИВИТ в то время отправлял своих студентов в военные лагеря. Группа становилась на это время взводом, курс – ротой, факультет – батальоном. Званий у студентов не было, они назывались «слушателями». Иван Григорьевич стал командиром взвода, водил свой взвод-группу на занятия и в столовую только строем.
– Порядок был строгий, военный. Расслабляться нельзя: утром и вечером проводились поверки. Чтобы выйти из лагеря, нужно было брать увольнительную. Но все это мне очень нравилось. Я чувствовал, что приближаюсь к достижениям своих братьев.
22 июня мне исполнилось 20 лет. Я в этот день был дежурным по лагерю и пошел навестить своих одноклассников, что учились в военном институте. В их палатку в лагере заскочил курсант и закричал: «Ребята, война!» В этот день все изменилось и в моей жизни, и в жизни всей страны.
Как будущих инженеров-железнодорожников группу студентов НИВИТА, в числе которой был и Иван Григорьевич, отправили на Кузбасс, чинить пути. Вернувшись в Новосибирск, группа поехала в совхоз для уборки урожая. После этого начали вновь учиться, но учебный процесс продлился недолго – только два с половиной месяца.
– Слушатели первого, второго, на котором учился я, и третьего курсов были отправлены на комбинат № 179, где почти полгода мы изготовляли снаряды. Занимались в основном механической обработкой. Взрывоопасную «начинку» изготовляли на другом заводе.
Потом «слушатели» вновь вернулись к учебе, но теперь уже были переведены в военное училище. В то время оно находилось в Новокузнецке, где Ивану Григорьевичу довелось проучиться только три месяца.
– В августе мы прибыли на Волховский фронт. Высадились, не доезжая до линии фронта, чтобы затем дойти до нее пешком. В течение ночи мы ждали. Кто-то спал, а я следил за воздушными боями. О чем пожалел позже, когда надо было идти. Взвод шел, а я засыпал на ходу. Бороться со сном было тяжело, но понял я, что сплю, только когда запнулся и проснулся. Понял, что заблудился – вокруг никого, потом пришлось догонять взвод.
Бои были тяжелым испытанием: я видел, как убивают тех, с кем я учился, работал. Я трудно привыкал к ежедневному ужасу войны. Боялся быть тяжелораненым, погибнуть.
Перед нашими войсками была поставлена задача – прорвать блокаду Ленинграда. Гитлеровские войска в то же время получили приказ захватить город. Бои шли ожесточенные. На стороне фашистских захватчиков было преимущество. В одном из боев утром 13 сентября 1942 года Иван Григорьевич вместе со всеми шел в атаку.
– Немцы обрушили на нас артиллерийский и минометный огонь. Ногу пронзила боль. Я упал на траву: в коленный сустав левой ноги попал осколок разорвавшейся мины. Пролежал на поле до вечера, пока меня не подобрали санитары, отвезли в медсанбат. Потом я попал в госпиталь на станцию Пикалево. Несмотря на две операции, мое состояние постоянно ухудшалось. Ко мне подошел доктор и сказал тихо: «Вот, дружок, придется тебе ногу отнять». Я до последнего надеялся, что обойдется. Видел раненых, которым ампутировали ноги, они передвигались с помощью чурок, использовавшихся вместо протезов. Не хотел себе такой участи, расстроился. Доктор еще раз наклонился ко мне и сказал: «Ничего, дружок, лучше жить с одной ногой, чем помирать с двумя». Эти его слова я запомнил на всю жизнь. Страдал болями я не меньше, чем до ампутации, но со временем смог есть, спать. Затем стал подниматься, дали мне костыли, передвигался по госпиталю. 11 месяцев я лечился. Последняя операция, которую мне сделали – реампутация, которая была нужна для того, чтобы я смог пользоваться протезом. Эту операцию проводили без наркоза. Было ужасно больно, и, чтобы как-то отвлечься, я читал стихи.
Все время, пока Иван Григорьевич был в госпиталях, он думал о своем прошлом и будущем. Вспомнил своих одноклассников, учителей. И принял решение: подал документы в педагогический институт. Его зачислили, несмотря на то, что он пришел только в декабре.
– На первом курсе в военное время учились восемь человек: четверо хлопцев, все Иваны, и четыре девушки. Я выбрал физико-математический факультет и после окончания вуза отправился в мужскую среднюю школу № 41. Там проработал два года учителем. С ребятами у меня сложились очень теплые отношения. Работа мне очень нравилась: мы с мальчишками творчески и с интересом преодолевали сложные темы.
В первые годы работы Иван Григорьевич активно обращался к коллегам за советом: приходил в школы, знакомился с учителями, сидел на уроках. Из двух своих специальностей – физики и математики – Иван Григорьевич выбрал физику. Все потому, что классным руководителем в его школе в Камне-на-Оби был учитель физики.
Через два года Иван Григорьевич стал директором школы № 41.
– Круг моих обязанностей и забот расширился: я читал педагогическую литературу, знакомился с опытом других директоров, общался с учителями школы, формировал свое видение процесса работы.
Большое значение И.Г. Богданов как директор придавал воспитанию нравственных и моральных качеств у ребят.
– Пионерская дружина школы № 41 носила имя Олега Кошевого. Ежегодно проводились торжественные линейки. Лучшие пионеры фотографировались около портрета О. Кошевого, фотографии с заверенными надписями вручались пионерам, отсылались в музей «Молодой гвардии» в городе Краснодоне и матери Олега – Елене Николаевне Кошевой. Также все фотографии пионеров, комсомольцев помещались в альбомы, и на встрече выпускников каждый мог найти свою фотографию, свой след в истории школы.
Совет дружины постоянно вел переписку с Еленой Николаевной, ее письма зачитывались на линейках, помещались в альбом об Олеге Кошевом.
Эта патриотическая работа оказала большое влияние на выпускников школы № 41. Они вспоминают о школе с теплотой.
Через некоторое время Иван Григорьевич переводом был назначен директором средней школы № 137. Эта школа стала очень большой, поскольку соединила в себе две.
– Я разделил классы: в здании бывшей школы № 41 занимались младшеклассники (с 1-го по 5-й классы), а в здании бывшей 137-й учились школьники с 5-го по 10-й. Классы были большими, их было много. В этой школе появились свои традиции. Во многом я ориентировался на пример Каменской школы: каждый день проводил линейки, старался заинтересовать учеников: соревнования, увлекательные встречи и полезные дела. О наших достижениях и новостях учащиеся узнавали на линейке. Победителям соревнований и олимпиад вручался торт, чтобы поощрить их и приподнять дух тех, кто еще не достиг таких результатов.
В помещении школы № 137 формировалась 43-я отдельная стрелковая бригада, которая участвовала в боях под Москвой и в дальнейшем стала 96-й Иловайской гвардейской стрелковой дивизией. Каждый год воины этой дивизии приходили на торжественную линейку 23 февраля и 9 мая, проводили «Уроки мужества».
В музее школы собирались и были оформлены материалы о воинах-иловайцах, об участниках Отечественной войны, учителях, выпускниках, погибших на фронте.
Большой энтузиазм у учащихся вызывала подготовка и несение почетного караула у Монумента Славы.
Недалеко от школы находился дом, в котором жила революционерка Дуся Ковальчук. Комсомольской организацией школы был создан музей Д. Ковальчук, подобраны материалы для него. Эта работа была проведена учащимися при руководстве военрука школы М.С. Махинова.
В 1981 году Иван Григорьевич был назначен инспектором Железнодорожного РОНО. Он принимает активное участие в ветеранской работе, занимал должность председателя Совета ветеранов лицея № 9. Школа же оставалась самым приятным воспоминанием в его жизни.
Добавить комментарий