Итоги работы секции «Методическое сопровождение разработки и реализации ООП НОО на школьном и муниципальном уровнях»
16 июня в НИПКиПРО в рамках региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы введения ФГОС НОО» прошло заседание секции: «Методическое сопровождение разработки и реализации ООП НОО на школьном и муниципальном уровнях». В работе секции приняли участие 48 человек: начальники управлений образованием и специалисты органов управления образованием районов Новосибирской области, учителя начальных классов, представители методической службы школьного и муниципального уровней г. Новосибирска и Новосибирской области.
Открыла заседание секции Марина Геннадьевна Волчек, начальник центра научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб НИПКиПРО, доцент кафедры начального образования, кандидат педагогических наук, кратко охарактеризовав ключевые задачи и идеи работы секции в контексте организации деятельности районного (школьного) методического объединения в условиях создания основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Марина Геннадьевна познакомила участников секции с направлениями взаимодействия НИПКиПРО с муниципальными методическими службами, с мероприятиями центра научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб для методических служб НСО и г. Новосибирска, представила результаты диагностики выявленных затруднений методистов по вопросам ФГОС НОО.
На секции был представлен опыт как областных, так и городских районов по темам, касающихся индивидуальных траекторий профессионального развития; стратегии и тактики методического сопровождения реализации ФГОС в ОУ; особенностей и современных форм методической работы в районе и др.
Так, методист муниципального образовательного учреждения Северного района «Межшкольный информационно-методический центр» НСО Ольга Николаевна Панюкова представила опыт Северного района «Методическое сопровождение разработки ООП НОО на муниципальном уровне». Она рассказала о целенаправленной работе в течение учебного года по разработке школами Северного района в проблемно-творческих группах по разделам ООП НОО.
Елена Анатольевна Яблокова, директор МБОУ СОШ № 10 Куйбышевского района НСО, в своем выступлении «Проектирование разделов ООП в интеграции с организацией внеурочной деятельности» представила опыт работы школы в течение 2010-2011 уч. года, т.е. в год пилотного введения ФГОС, кратко охарактеризовала особенности интеграции внеурочной деятельности с разделами школьной ООП в условиях реализации ФГОС НОО, представила модель взаимодействия образовательного учреждения с социумом.
Елена Анатольевна обратила внимание участников секции на то, что на основании Приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в ФГОС НОО» основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (п.16 ФГОС НОО). Кроме этого, особое внимание было уделено новому документу: «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», который вступит в силу с 1 сентября 2011 года. В Приложении 6 данного документа даны рекомендации по организации групп продленного дня, в которых отдельно охарактеризованы возможности организации внеурочной деятельности. Таким образом, этот документ позволяет образовательным учреждениям осуществлять внеурочную деятельность за счет часов ГПД. В МБОУ СОШ № 10 Куйбышевского района НСО уже на протяжении нескольких лет внеурочная деятельность в первых классах организована на основе модели взаимодействия с учреждениями дополнительного образования. Более подробно с опытом работы коллектива МБОУ СОШ № 10 Куйбышевского района НСО над системой воспитательных мероприятий (п. 19.6 ФГОС НОО) можно познакомиться на сайте школы http://s_10.kuyby.edu54.ru/p50aa1.html
Любовь Ильинична Колтышева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ Лицей г. Татарска НСО, представила опыт методической работы кафедры учителей начальных классов лицея «Организация работы школьного методического объединения по разработке раздела ООП «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования». Целью данного выступления было показать технологичность процесса по разработке содержания материалов данного раздела ООП НОО, который состоит из 4-х этапов.
1-ый этап – стартовый (подготовительный), целью которого является осуществление информационной компании для учителей.
На 2-ом, основном, этапе проводится ранжирование планируемых результатов: метапредметных, предметных и личностных по уровням и годам обучения.
3-ий этап – практический, на котором происходит отбор и внедрение на практике технологий, средств и методов, приемов формирования планируемых результатов.
4-ый этап – рефлексивный. На этом этапе проводится обобщение и распространение педагогического опыта работы. Итогом работы кафедры стал разработанный раздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования» школьной ООП НОО.
С работой коллектива МОУ Лицей г. Татарска можно познакомиться на сайте http://s_licsey.tat.edu54.ru/p47aa1.html
О необходимости создания системы подготовки кадров для работы в новых условиях рассказала в своем выступлении заместитель директора по УВР, руководитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 3 Куйбышевского района НСО Елена Андреевна Бутова: «Профессиональное развитие педагогических работников общеобразовательного учреждения – важное условие реализации ФГОС НОО. Реализация школьного проекта «Кадры решают все». Цель данного проекта состояла в формировании готовности педагогов МБОУ СОШ № 3 к осознанной реализации ФГОС в образовательном процессе. Идея проекта «Кадры решают все» состоит в том, что успешность реализации стандарта в первую очередь зависит от правильного понимания требований ФГОС, принятия его идей, профессионализма и квалификации педагогов, задействованных в образовательном процессе школы. Елена Андреевна представила план работы и итоги проекта «Кадры решают все»: http://s_3.kuyby.edu54.ru/p41aa1.html
Об «Особенностях и формах методического сопровождения введения ФГОС в Карасукском районе» рассказала Наталья Владимировна Гутова, методист муниципального учреждения «Образование Карасукского района».
Эпиграфом к теме своего выступления Наталья Владимировна взяла слова М.М. Поташника: «Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад». Вниманию участников секционного заседания были представлены организационные формы методического сопровождения введения ФГОС, тематика информационных семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов. Среди других форм и методов Наталья Владимировна рассказала об аукционе педагогических идей (по теме «Система оценки планируемых результатов»); ролевой игре (по теме «ФГОС НОО. Модель выпускника начальной школы»); педагогическом калейдоскопе (по теме «Проектирование УУД», «Системно-деятельностный подход в образовании младших школьников», «Формирование навыков самооценки у младших школьников»). Свое выступление она завершила оптимистичными словами: «Будем двигаться вперёд с головой, повёрнутой в будущее!»
Елена Александровна Полякова, руководитель РМС Октябрьского района ГЦРО г. Новосибирска, познакомила всех присутствующих с опытом районной методической службы Октябрьского района г. Новосибирска «Методическое сопровождение учителей начальных классов (проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития)». В своем выступлении Елена Александровна представила результаты анкетирования учителей будущих 1-х классов (2011-12 уч. г.) и заместителей директоров, курирующих сопровождение введения ФГОС НОО. Итоги подводились по трём пунктам: «какие затруднения», «что ждут от нас» и «с кем мы будем работать». Основными затруднениями оказались: отсутствие учебников и методической литературы, объемное содержание рабочей программы и система оценивания достижений. По результатам анкетирования были определены основные действия по совершенствованию методического сопровождения учителей начальных классов и по формированию индивидуальной траектории профессионального развития педагога.
Также Е.А. Полякова отметила, что познакомившись на заседании секции с опытом работы своих коллег в направлении методического сопровождения учителей начальных классов по введению ФГОС НОО, в области накоплен достаточно большой опыт и районным методическим службам г. Новосибирска есть чему поучиться.
В итоге работы секции было вынесено следующее решение:
1. Особую важность для успешного введения ФГОС НОО представляет консолидированность усилий методических служб школьного и муниципального уровней.
2. Участники секции считают необходимым рекомендовать учителям Новосибирской области планировать свою работу на основе индивидуального плана профессионального развития.
3. Руководителям образовательных учреждений НСО следует обратить особое внимание на необходимость целенаправленного планирования работы с педагогическим коллективом по изучению и реализации ФГОС НОО.
Единогласно было решено предложить Министерству образования, науки и инновационной политики НСО представить на региональном уровне перечень нормативно-правовых документов, необходимых для реализации ФГОС НОО.
Каждый участник секции получил пакет раздаточных материалов для практической работы по разработке ООП НОО и организации работы с педагогами школы, района.
Продуктивная практическая работа, которая прошла в атмосфере доброжелательности, объективности, взаимной заинтересованности позволила участникам секции разобраться в методическом сопровождении разработки ООП школы на основе представленного опыта.
С материалами выступлений участников секции вы можете ознакомиться по ссылке: http://narod.ru/disk/16768112001/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.rar.html
Рекомендации по ФГОС НОО представлены здесь:http://www.nipkipro.ru/otdeli-i-tsentri/tsentr-podderzhki-eksp.-proektov-i-programm/publikatsii.html
План-проспект работы центра до конца 2011 года представлен здесь:http://www.nipkipro.ru/otdeli-i-tsentri/tsentr-podderzhki-eksp.-proektov-i-programm/plan-raboti.html
Добавить комментарий